одной особенностью данной модели выступает то, что она создавалась, исходя из необходимости решать практические задачи при работе с определенным профессиональным контингентом (в частности, использовалась при проведении экспертных опросов сотрудников государственных органов управления). Настоящая модель не претендует на универсальность.
Аксеологические и философско-гносеологические предпосылки
В управленческой деятельности часто прибегают к экспертным оценкам. Нередко эксперты исследуют процессы, которые не имеют аналогов в социальной действительности. А если подобные события и происходили, то из-за новых социально-политических условий приобрели качественно иную природу и механизмы развития, что делает невозможным применение стандартных алгоритмов решения проблем.
Более полную информацию позволяет получить социально-психологический анализ. Социально-психологические методы помогают выявить динамику общественного сознания, его доминирующие характеристики, дать прогноз развития социально-политических процессов, а также определить максимально безболезненные пути развития. Помимо описанных ценностных оснований рефлексивной модели важно прояснить и ее философские предпосылки.
Методические принципы
Организация экспертного опроса, который основан на культивировании рефлексивных процессов мышления, требует создания особой социально-психологической среды с благоприятным микроклиматом. Выполнение данного условия необходимо для того, чтобы каждый участник испытывал состояние внутреннего комфорта и раскрепощенности.
Прежде всего нужно организовать рабочее пространство, в котором будет происходить обсуждение. Единое рабочее пространство, состоящее из двух подпространств (рабочие столы со стульями и просто стулья, расставленные в форме круга), предназначено для двух видов деятельности: интеллектуальной, при которой происходит анализ проблем и выработка путей их решения, и коммуникативно-эмоционального настроя участников, в том числе снятия утомления и напряжения. Известны правила, на основе которых осуществляется групповое взаимодействие экспертов:
1. В процессе обсуждения участники не должны использовать оценочные суждения, т.е. классифицировать выдвигаемые предположения, гипотезы, идеи по следующим основаниям: плохие-хорошие, реальные-нереальные и т.д.
2. Информация о деятельности экспертной группы строго конфиденциальна.
3. Предложения, идеи, замечания желательно высказывать от своего имени; рекомендуется использовать следующие речевые конструкции: «Я считаю...», «Я думаю...», «Я не согласен...» и т.д.
4. Если возникает необходимость апеллировать к мнению коллеги, нежелательно употреблять следующие конструкции: «Он считает...», «Она думает...», «Они предлагают...».
Рекомендуется непосредственно обращаться к тому, на чье мнение Вы ссылаетесь («Ты, Михаил Иванович, считаешь...», «Вы, Людмила, сказали...» и т.д.).
Соблюдение правил обеспечивает создание в группе экспертов обстановки, максимально стимулирующей интеллектуальную деятельность ее членов.
Однако это вовсе не означает, что участникам запрещается высказывать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.