Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Е.П. ПРОХОРОВ
МЕТОДОЛОГИЯ — ПРЕДМЕТ «НОВОЙ ПАРАДИГМЫ»
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Стоит вспомнить состояние социологии в середине 60-х годов, когда она делала первые самостоятельные шаги. Тогда социология выглядела единой наукой, и пришедшие в нее специалисты самых разных специальностей от философов до журналистов как бы отмежевались от своих прежних занятий и перешли в достаточно неширокий, компактный и едва ли не преследуемый со стороны ортодоксов «от истмата» круг «выламывающихся» из общего строя интеллектуалов. И поскольку они заняли пустующую практически во всех сферах знания «нишу» конкретных исследований, основанных на строгих количественных процедурах, их большее соединяло, чем разделяло. На этом фоне и возникло определение Ю.А. Левады:
«Социология — это эмпирическая дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии» [1].
Для своего времени это была скорее оптимальная, чем компромиссная (как иногда считают) характеристика. Указание на «эмпиричность» четко фиксировало конкретно-социологический характер исследований. А обращенность к «общественным системам» устраивала специалистов любого профиля, будь то криминалист, демограф, экономист, литературовед и т.д. и т.п., так как акцентировала внимание на системном подходе к разнообразным общественным явлениям.
Но развитие социологии с тех пор привело к серьезным переменам: с одной стороны, приобрели достаточно широкий размах разработки в сфере методологии, методики и техники социологических исследований, а, с другой, бурно развивались конкретные социологические исследования в многообразных специальных областях обществоведения. В связи с этими процессами следует оценить мысль В.А. Ядова об исторической изменчивости предмета социологии [2].
Если взглянуть на проблемы социологии как общенаучной дисциплины с позиций отраслевой социологии (например, социологии журналистики), то обнаружатся любопытные вещи, анализ которых может дать важные посылки, а то и выводы, затрагивающие в том числе представления о предмете «социологии вообще».
Для социологических исследований в области журналистики неизбежны разработки вопроса о предмете «отраслевых социологий» — и они начались. В частности, появились статьи А.Н. Алексеева, где в качестве предмета исследований рассматривался
«механизм функционирования прессы, радио и телевидения в современном обществе», или «система отношений пресса, радио и телевидение — аудитории (или процесс массовой коммуникации)», причем отмечается, что предметом изучения является журналистика и как порождение социальной среды, и как воздействующий на нее фактор [3]. Этому же исследователю принадлежит и одна из первых попыток создать блок-схему функционирования журналистики [4], а также указание на «предметные объекты» изучения в социологии журналистики — это субъекты деятельности в журналистике, массовая информация, каналы массовой информации, аудитория [5].
Достаточно ли точно это представление о предмете социолого-журналистских исследований — вопрос в данном случае не главный. Важно другое: для исследований в рамках конкретной «отраслевой социологии» не очень важны (или даже совсем не важны) те характеристики предмета социологического знания и познания, которые предлагаются «общей социологией» сейчас («социальные общности», «социальные отношения», «социальные системы», «социальная сфера» и т.п. [2, 6, 7—9]). Они изучают «социальную реальность» в ее реальных формах бытия. «Отраслевым социологам» нет нужды витать в облаках абстракций — им приходится «всего-навсего»
увидеть предметную область своей сферы. Для социологии СМИ журналистика выступает как особый социальный объект с целым рядом подсистем («учредитель»,
«журналист», «текст», «канал», «аудитория»), образующих целостную систему со множеством специфических внутренних (между подсистемами) и внешних (с другими социальными системами) связей. И ясно, что в конкретных исследованиях социолог журналистики занимается и «общностями», и «системами», и «отношениями», и
«сознанием и поведением личности», и многими другими вещами («текстами» самого разного характера, в том числе закономерностями и процессами их «порождения» и
«воздействия», и возможностями «каналов коммуникации» и проч.), но в конкретных проявлениях, наборах, связях, характерных для объекта.
При этом — что чрезвычайно существенно! — стоит поставить вопрос: обращается ли социолог, действующий в рамках «отраслевой социологии», к специфическому предмету социологии (как «частной» или «общей» науки — неважно) и «безразличны» ли ему предметные разработки в рамках этой «отрасли знания»? Или он действует в рамках предметной области конкретной науки? В частности, отличается ли предмет «социологии журналистики» от предмета «теории журналистики» или
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.