Общие сведения о каналах передачи информации, страница 3

Любую систему телемеханики можно рассматривать  как определенную последовательность информационных преобразований.

                     

Рис.  5 Последовательность информационных преобразований

в системах телемеханики

         На рис. 5:

X1 – сообщение подлежащее передаче;

Датчики осуществляют первичное преобразование физических параметров (механического, электрического, оптического, теплового химического и т.п.) в электрические.

X2 – электрическая форма сообщения, подлежащая передаче;

X3 – кодовая комбинация, отображающая сообщение X2, (кодированная запись сообщения);

X4 – линейный сигнал представляет собой переносчик с измененным параметром (амплитуда, фаза, частота) под воздействием передаваемого сообщения;

X5 – сигнал плюс помехи;

X6 – кодированное сообщение;

X7 – сообщение в электрической форме;

X8 – сообщение передаваемое получателю.

Телемеханика – область технической науки об управлении объектами на расстоянии с помощью специальных кодированных сигналов.

Телемеханика – отрасль науки и техники, охватывающая теорию и технические средства контроля и управления объектами на расстоянии с применением специальных преобразователей сигналов для эффективного использования каналов связи (ГОСТ 26.005-82).

3.  Классификация каналов передачи в системах управления

технологическим процессом на железнодорожном транспорте

           Рис. 6 Классификация каналов передачи информации

Каналы радиосвязи являются единственным средством связи с подвижными объектами (поезда, самолеты, космические корабли, морские суда, включая и подводные лодки, автомобили и др.)

Признаки непрерывных каналов:

1.  линейность, отчего в них имеет место принцип суперпозиции. В таких каналах входной сигнал включает в себя помеху, а продукты нелинейных преобразований малы по сравнению со входными сигналами;

2.  на выходе канала постоянно (даже в отсутствии полезного сигнала) имеются помехи;

3.  при передаче по каналу сигнал задерживается по времени и затухает по уровню;

  В реальных каналах всегда имеют место искажения сигнала, обусловленные несовершенством характеристик канала и нередко изменениями параметров канала во времени.

Дискретным называют канал передачи информации, вход которого приспособлен для приема сообщений от дискретного источника и на его выходе также имеют место дискретные сообщения.

Дискретно-непрерывным называют канал, если вход канала приспособлен для приема дискретных сообщений, а на его выходе имеют место непрерывные сообщения.

Непрерывно-дискретным (полунепрерывным) называют канал, если вход канала приспособлен для приема непрерывных сообщений, а на его выходе имеют место дискретные сообщения.

Каналы передачи информации в системах

регулирования движения поездов

Рис. 7 Каналы передачи информации в системах регулирования движения поездов

На рис. 7:

АБ – каналы связи светофоров на перегоне между собой и светофоров с постом ЭЦ. Связь по проводам, по кабелю, по рельсовой линии.

АЛСН – автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия. Осуществляет связь сигнальной точки с локомотивом по рельсовой линии или по шлейфам.

САУТ – система автоматического управления тормозами. Канал связи сигнальной точки с локомотивом. Осуществляется при помощи шлейфа.

Переезд – канал связи поезда с переездом.

Горки – контроль длиннобазных отцепов. Применяются оптические, радиотехнические датчики. Управление горочным локомотивом.

ПОНАБ, ДИСК, КТСМ – приборы обнаружения нагретых букс.

Тепловые датчики характеризуют температуру оси локомотива. Они связаны с постом ЭЦ. Канал связи датчиков, установленных на перегоне, осуществляется по кабельной линии связи.

Диспетчерская централизация – сбор информации на контролируемых объектах. Передача этой информации на центральный пост, распределение этой информации по информационным местам; получение команд управления на центральном посту; передача этих команд на станцию, где они исполняются.

Каналы передачи информации на ЦП и обратно, каналы обмена информацией на ЦП.