В 1975 году была разработана электрическая централизация системы ЭЦ-8 (Л.П. Цейко) для промежуточных станциях на участках с диспетчерской централизацией. ЭЦ-8 – это релейная система ЭЦ с центральными зависимостями, с центральным батарейным или безбатарейным питанием, с раздельным управлением напольными объектами, с групповым (маршрутным) замыканием и размыканием секций, входящих в маршрут. В этой системе не предусматривалось маршрутизации маневровых передвижений. Для выполнения маневровой работы устанавливались маневровые колонки.
На основе ЭЦ-8 в 1978 году была разработана электрическая централизация системы ЭЦ-12 (автор Л.П. Цейко) с секционным замыканием и размыканием маршрутов для применения на промежуточных станциях со значительной маневровой работой. Отличительной особенностью этой системы является использование весьма надежного алгоритма размыкания маршрута при движении поезда. Позднее эта система неоднократно подвергалась модернизациям (Л.П. Цейко, 1983; А.Н. Хоменков, 1990, 2000 г.г.), поэтому последняя ее модификация получила наименование ЭЦ-12-00. Общепризнано[2] считать эту систему наиболее надежной и защищенной от опасных отказов. На базе ЭЦ-12 разработана система ЭЦ с индустриальной системой монтажа (ЭЦИ, А.З. Крупицкий, 1999 г.) и контейнерная система электрической централизации (ЭЦ-К, В.М. Хусаинов, 1994 г.; А.Н. Хоменков, 2000–2003 г.г.).
Таким образом, к концу 90-х годов на релейной технике были разработаны надежные и безопасные системы ЭЦ, обеспечивающие необходимую для транспорта безопасность движения поездов. Однако релейной технике присущи недостатки, которые сдерживают дальнейшее развитие станционных систем. К этим недостаткам относятся: большая материалоемкость, крупные габариты, значительный расход дефицитных металлов, низкое быстродействие, дорогостоящее обслуживание.
Для релейных устройств оказывается практически неразрешимой проблема расширения функциональной возможности систем ЭЦ, связанной с выполнением ряда задач как при нормальном функционировании устройств ЭЦ, так и при отказах. К таким задачам, например, относятся:
– автоматическое ведение записи исполненного графика движения поездов по станции (задача замены поездного журнала ДСП);
– фиксация нахождения грузов в подвижном составе на подходах к станциям и станционных путях (задача списывания номеров вагонов и планирования маневровой работы);
– автоматическое оповещение пассажиров о движении поездов; диагностика отказов устройств ЭЦ (задача выявления предотказного состояния системы);
– автоматический ввод в действие резервных цепей, приборов и устройств при отказах (задача создания необслуживаемых систем);
– регистрация действий эксплуатационного штата и реакции системы при отказах и аварийных ситуациях (задача «черного ящика») и др.
Приведенные примеры показывают тенденции развития устройств электрической централизации, требующие использования в системах вычислительной техники. В этом направлении работают: институт «Гипротранссигналсвязь» (системы ЭЦ-Е, ЭЦ-ЕМ, МПЦ-2), фирма АББ Даймлер-Бенц Транспортейшн Сигнал (Ebilock-950), университет ПГУПС (ЭЦ-МПК) и др. организации.
[1] Термины «замыкание стрелок», «замыкание маршрутов», «взаимное замыкание стрелок и светофоров» перешли в ЭЦ из механических систем централизации.
[2] Алгоритмы системы ЭЦ-12-90 положены в основу микропроцессорной системы (МПЦ) «Ebilock-950», разработанной в 1999 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.