«Педагогика грамотности» А.Кушнира (представление о психологических механизмах, дидактические принципы, методические приемы). Сопоставление этой программы с программой В.В.Репкина («Развивающее обучение»), страница 2

Психологические механизмы:

Вместо ориентации образовательного процесса на внешние образные ряды, на логические пирамиды, блокирующие креативные функции интеллекта Кушнир (говоря о собственной школе) имеем объективные условия для формирования глобальной образовательной технологии, опирающейся, прежде всего, на внутренние процессы – воображение, интуицию, инсайт и др.

Основные принципы:

Природосообразность, естественность, здравый смысл, «жизненность».

Опора на дошкольный опыт ребенка и на уже развитые функции сознания.

Если в онтогенезе речь-понимание в развитии опережает речь-говорение, то имеет ли смысл строить развитие речи наоборот?

Пассивное владение чем бы то ни было всегда опережает активное.

Стратегия развития отличается от ориентаций РО тем, что мы концентрируем усилия на развитии тех структур и функций интеллекта, которые на момент начала работы хорошо развиты, раскручиваем динамику развитых функций и подстраиваем в эту динамику функции лишь зарождающиеся. Эти зарождающиеся новообразования втягиваются в ритм жизни хорошо развитых процессов, обретая в таком контексте динамические характеристики высокого уровня.

Методология.

Базовой для нашей методологии является в широком смысле народная педагогика, а источником инструментально-технологических решений – этно-педагогическое наследие реликтовых культур, не искаженных прессом цивилизации.

Для отстающих детей нужны самые интересные и самые актуальные материалы. Категорически вредно заниматься с такими детьми материалом, который уже пройден на уроках или который запланирован на перспективу.

Настроение - основной технологический инструмент учителя при работе с такими детьми независимо от симптоматики и первоистоков интеллектуальных или личностных дефектов.

Имеет право проводить коррекционные занятия только учитель, умеющий создавать настроение.

Учитель на уроке – лишь как организатор, наблюдатель и ценитель происходящего и в меньшей степени как руководитель и контролер.

Дидактические принципы:

про критерии успешности учебного процесса:

вместо статичных «результативных» порогов (которые отражают минимально необходимый уровень обученности по завершении учебного периода) должны быть диагностические ориентиры (обозначают степень минимально необходимого изменения, роста за учебный период – разница между входным и выходным контролем).

Например, в стандартах измеряется темп речи вслух и про себя. И эти количественные ориентиры – показатель. Новообразование, которое мы создаем, заключается в отрыве чтения от артикуляции. Нашим плановым достижением является разница между темпом чтения вслух и чтением про себя. 35 слов вслух при 120 словах про себя – это показатель лучший, чем 90 вслух при 130 про себя.

Темп роста – универсальная мера успешности.

Переход к универсальной мере успешности – темпу роста в качестве сравниваемого критерия в преподавании всех школьных дисциплин способен сам по себе совершить коренной переворот к проективной педагогике от профилактическо-коррекционной, которая негласно царствует в российской школе.

Наш способ работы – огромный объем письменной практики в условиях исключенной ошибки.

Принципы:

§  «Сегодня лучше (и больше), чем вчера, а завтра лучше (и больше), чем сегодня!» и «Ни шагу назад!»

§  Игнорировать превосходство одних над другими, но опираться на превосходство над самим собой, возникающее как результат работы.

§  На уроке идет РАБОТА (не игра, не развлечение).

§  Один из принципиальных моментов организации учебного процесса в рамках природосообразной педагогики: всякое учебное задание на уроке понимается как успешное или нет в зависимости от того, дает ли оно возможность ребенку проявить себя после урока. Продолжается ли ваш урок после школы, в разговорах с родителями, соседями, детей друг с другом.