Урок – это мотивационный тренинг, порождающий самостоятельное движение ученика в заданном направлении вне школы.
Критика РО.
2 глобальные методологические ошибки РО:
1. В младшем школьном возрасте отдается предпочтение развитию абтрактно-понятийных, словесно-логических функций сознания перед образными и интуитивными.
2. Игнорируется весь дошкольный и внешкольный опыт ребенка.
Т.о. РО наступило на горло младшему школьному возрасту.
А ведь в 6-7 лет мощно идет в рост эмоционально-образная сфера сознания, накапливают тенденцию движения механизмы принятия решений в условиях недостаточности информации, которые мы собирательно именуем интуицией.
«Ребенок из «люльки» попадает в «гущу событий», ежечасно сталкивается с ситуациями неопределенности; пребывает в латентном состоянии «захлебывающегося восторга».
Критика РО:
Глубокомысленные ссылки на классиков – ЛС Выготского, АН Леонтьева и др. – делу не помогают, поскольку цитаты выдергиваются из контекста и вставляются в удобные места для обоснования «новых мудростей».
Например, сколько ни читай Выготского, у него не найти указания на то, что речь является единственной первоосновой и инструментом мышления. И в то же время с помощью манипуляций с обрывками мыслей из «Мышления и речи» обосновывается речевая детерминация всего начального образования. Причем, «речь» даже понимается не как все многообразие речевых функций человека, а редуцируется до произносительных реакций.
Речемоторика вытекает из развития, участвует в развитии, но не детерминирует эксклюзивно развитие.
Нельзя столь вульгарно смешивать общение с говорением. Общение не сводится к разговору или беседе. Да и сама речь – феномен значительно более широкий, нежели говорение вслух.
Понимание речи других – вот что достигает вершины своего развития, а потому представляет собой совершенный инструмент развития других функций в этом (6-7 лет) возрасте, в том числе активной речи.
Понимание речи ребенком – не что иное, как трансформация речевого потока в образный.
Поскольку понимание говорящих всегда предшествует говорению, письмо-понимание – импрессивное письмо – должно предшествовать письму-сообщению. Тогда естественнейшей базой письма будет чтение того, что написали другие.
В традиционном и РО – внешняя детерминация учебной деятельности => мало шансов для формирования активной личностной мотивации учебных успехов. Результат: > половины детей огромной страны учатся по принуждению.
Традиционный и «развивающий» уроки несут в себе огромный потенциал помех – ждем отстающих, задерживаем успешных, соревнуемся в привлечении внимания, завидуем хорошим, ревнуем к учителю, обижаемся, и т.д. Сколько переживаний! А у нас некогда. Содержание захватывает настолько, что мир личных притязаний отступает на второй план. На уроке идет работа. Именно работа, а не что-то еще, например игра. А происходит это от того, что, опираясь на развитое понимание звучащего текста и контекстуально-образное восприятие, мы смоделировали деятельность каждого ребенка как только успешную и только личностно значимую независимо от индивидуальных различий в развитии инструментальных навыков.
Мы никогда не обсуждаем с ребенком отдельные буквы и звуки (как это происходит в других системах обучения). Показ, называние, узнавание букв или звуков может происходить только в слове, обладающем контекстуальным смыслом, и только в процессе оперирования ими для осуществления законченного действия, например, воспроизведения слова-эталона.
Зачем, почему?
Для ребенка в период начального обучения не существует буква и звук в качестве самостоятельного феномена – объекта, обладающего буквальным смыслом. В его мироощущении живут предметы, действия, свойства и слова, их обозначающие. Внутри этих слов мы и пытаемся разглядеть звуки и буквы, их отображающие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.