1.4.4 Строительство щебеночных оснований, обработанных черным песком или пескоцементной смесью
Применение щебеночных оснований с заклинкой черным песком или пескоцементной смесью актуально при строительстве автомобильных дорог на территории Республики Беларусь. Для устройства конструктивных слоев дорожной одежды используется в большинстве гранитный щебень, поставляемый Микашевическим и Томашгородским камнедробильными заводами, который, как правило, не разделен по фракциям и плохо поддается уплотнению. Из такого щебня не удается создать монолитное основание и выполнить требования СНиП 3.06.03-85 по технологии устройства конструктивного слоя методом заклинки [17].
В 1978-1980 гг. БелдорНИИ провел исследования на автомобильной дороге Москва-Минск-Брест на участке обхода г. Дзержинска. В опытном порядке, на отдельных участках, щебеночное основание из рядового щебня было закреплено каменным отсевом, цементопеском, цементогравийной смесью и песком, обработанным органическим вяжущим в установке.
Результаты обследования показали, что наиболее целесообразным с точки зрения прочностных характеристик для дорог с асфальтобетонным покрытием следует считать устройство основания из смеси рядового щебня с черным песком [17]. С другой стороны СНиП 3.06.03-85 [2] рекомендует и в практике строительства уже использованы основания из щебня, обработанного не на полную глубину пескоцементной смесью. Данное решение особенно эффективно в современных экономических условиях, требующих снижения стоимости единицы дорожной продукции за счет экономии дорогостоящих битумных материалов и уменьшения энергозатрат на приготовление горячих дорожных смесей.
Строительство оснований из смеси рядового щебня с песком, обработанным органическим вяжущим в установке. На дорогах I-II технических категорий слои основания устраивают из смеси рядового щебня с песком, обработанным вязким битумом в установке. Для дорог III-IV категорий основания можно устраивать из смеси рядового щебня с песком, обработанным жидким битумом в установке.
Закрепление рядового щебня черным песком следует производить в сухое и теплое время года при температуре воздуха не ниже 10 °С. При этом используется щебень фракций 5-70 (120) мм из плохо поддающихся уплотнению изверженных горных пород. Влажность щебня должна быть не более 4 % по массе. При более высокой влажности щебень просушивают путем нескольких проходов (перевалок) автогрейдером.
Пески могут применяться природные и дробленые, мелкие и средней крупности с содержанием пылевидных и глинистых частиц не более 7 % по массе. Прочность дробленых песков должна быть не ниже 400 кгс/с2.
Для дорог I и II категорий используется вязкий нефтяной битум марок БНД 40/60, БНД 60/90 и БНД 90/130. Для дорог III-IV категорий можно использовать жидкие битумы МГ 70/130, МГО 70/130, СГ 70/130. Для подгрунтовки щебня целесообразны жидкие битумы СГ 200/300, МГ 200/300.
Черный песок необходимо готовить на стационарных или передвижных АБЗ. Расстояние между АБЗ и местом производства работ регламентируется временем транспортирования горячего черного песка, которое не должно превышать 1,5 часа.
Работы по созданию смеси щебня с песком выполняют захватками длиной по 40-60 м, обеспечивая при этом качественное перемешивание смеси в пределах оптимальных температур черного песка.
Технология устройства основания из рядового щебня с закреплением черным песком включает:
- подготовительные работы;
- приготовление смеси и ее распределение;
- уплотнение готовой смеси.
К подготовительным работам относятся: подготовка основания, вывоз рядового щебня и черного песка, устройство при необходимости боковых упоров.
Нижний слой основания выполняют, как правило, из гравия. До начала транспортных работ гравийное основание должно быть тщательно спрофилировано и уплотнено.
Доставку рядового щебня осуществляют автомобилями-самосвалами и равномерно разгружают по длине подготовленного участка. Автогрейдером осуществляют распределение щебня по площади устраиваемого слоя и автогудронаторами производят розлив жидкого битума марок СГ 200/300, МГ 200/300 из расчета 1,5-2 л/м2.
Обработанный битумом щебень собирают в валик по оси основания. Объем валика проверяют шаблоном. Площадь ею поперечного сечения должна соответствовать расходу щебня на 1 м длины дороги при толщине готового основания 8-10 см. При большей толщине основания щебень собирают в два валика. В случае, когда рядовой щебень заблаговременно вывезен и распределен по дороге, в валик собирают верхний слой толщиной 10 см. Черный песок вывозят на дорогу автомобилями-самосвалами и распределяют его равномерно по валикам из щебня. Расход черного песка определяется исходя из пористости и толщины щебеночного слоя.
При толщине слоя 8-10 см и пористости 35—50 % по объему расход черного песка составляет 20-40 м3 на 1000 м2.
Для обеспечения требуемой ширины, толщины и ровности основания по его краям целесообразно устанавливать боковые упоры из бордюрного камня. Если в качестве ведущей машины для устройства основании используется профилировщик ДС-108, то устройство боковых упоров не требуется.
Приготовление смеси осуществляют автогрейдером или профилировщиком ДС-108. Применение профилировщика ДС-108 особенно эффективно при последующем строительстве цементобетонного покрытия комплектом машин ДС-110. Перемешивание щебня с черным песком осуществляют за 5-6 проходов автогрейдера по одному следу или за один проход профилировщика ДС-108. Для ускорения работ при использовании автогрейдеров задействуют 2-3 машины, обеспечивая поточный метод производства работ и требуемый температурный режим. К концу работ по перемешиванию и распределению смеси температура черного песка должна быть не ниже 80 "С.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.