Строительство щебеночных оснований, обработанных черным песком или пескоцементной смесью

Страницы работы

Содержание работы

1.4.4 Строительство щебеночных оснований, обработанных черным песком или пескоцементной смесью

Применение щебеночных оснований с заклинкой черным песком или пескоцементной смесью актуально при строительстве автомобильных дорог на территории Республики Беларусь. Для устройства конструктивных слоев дорожной одежды используется в большинстве гранитный щебень, постав­ляемый Микашевическим и Томашгородским камнедробильными заводами, который, как правило, не разделен по фракциям и плохо поддается уплотне­нию. Из такого щебня не удается создать монолитное основание и выпол­нить требования СНиП 3.06.03-85 по технологии устройства конструктивно­го слоя методом заклинки [17].

В 1978-1980 гг. БелдорНИИ провел исследования на автомобильной до­роге Москва-Минск-Брест на участке обхода г. Дзержинска. В опытном по­рядке, на отдельных участках, щебеночное основание из рядового щебня было закреплено каменным отсевом, цементопеском, цементогравийной смесью и песком, обработанным органическим вяжущим в установке.

Результаты обследования показали, что наиболее целесообразным с точ­ки зрения прочностных характеристик для дорог с асфальтобетонным по­крытием следует считать устройство основания из смеси рядового щебня с черным песком [17]. С другой стороны СНиП 3.06.03-85 [2] рекомендует и в практике строительства уже использованы основания из щебня, обработан­ного не на полную глубину пескоцементной смесью. Данное решение осо­бенно эффективно в современных экономических условиях, требующих снижения стоимости единицы дорожной продукции за счет экономии дорогостоящих битумных материалов и уменьшения энергозатрат на приготов­ление горячих дорожных смесей.

Строительство оснований из смеси рядового щебня с песком, обрабо­танным органическим вяжущим в установке. На дорогах I-II техниче­ских категорий слои основания устраивают из смеси рядового щебня с пес­ком, обработанным вязким битумом в установке. Для дорог III-IV категорий основания можно устраивать из смеси рядового щебня с песком, обработан­ным жидким битумом в установке.

Закрепление рядового щебня черным песком следует производить в су­хое и теплое время года при температуре воздуха не ниже 10 °С. При этом используется щебень фракций 5-70 (120) мм из плохо поддающихся уплот­нению изверженных горных пород. Влажность щебня должна быть не более 4 % по массе. При более высокой влажности щебень просушивают путем нескольких проходов (перевалок) автогрейдером.

Пески могут применяться природные и дробленые, мелкие и средней крупности с содержанием пылевидных и глинистых частиц не более 7 % по массе. Прочность дробленых песков должна быть не ниже 400 кгс/с2.

Для дорог I и II категорий используется вязкий нефтяной битум марок БНД 40/60, БНД 60/90 и БНД 90/130. Для дорог III-IV категорий можно ис­пользовать жидкие битумы МГ 70/130, МГО 70/130, СГ 70/130. Для подгрунтовки щебня целесообразны жидкие битумы СГ 200/300, МГ 200/300.

Черный песок необходимо готовить на стационарных или передвижных АБЗ. Расстояние между АБЗ и местом производства работ регламентируется временем транспортирования горячего черного песка, которое не должно превышать 1,5 часа.

Работы по созданию смеси щебня с песком выполняют захватками дли­ной по 40-60 м, обеспечивая при этом качественное перемешивание смеси в пределах оптимальных температур черного песка.

Технология устройства основания из рядового щебня с закреплением черным песком включает:

-  подготовительные работы;

-  приготовление смеси и ее распределение;

-  уплотнение готовой смеси.

К подготовительным работам относятся: подготовка основания, вывоз рядового щебня и черного песка, устройство при необходимости боковых упоров.

Нижний слой основания выполняют, как правило, из гравия. До начала транспортных работ гравийное основание должно быть тщательно спрофилировано и уплотнено.

Доставку рядового щебня осуществляют автомобилями-самосвалами и равномерно разгружают по длине подготовленного участка. Автогрейдером осуществляют распределение щебня по площади устраиваемого слоя и автогудронаторами производят розлив жидкого битума марок СГ 200/300, МГ 200/300 из расчета 1,5-2 л/м2.

Обработанный битумом щебень собирают в валик по оси основания. Объем валика проверяют шаблоном. Площадь ею поперечного сечения должна соответствовать расходу щебня на 1 м длины дороги при толщине готового основания 8-10 см. При большей толщине основания щебень соби­рают в два валика. В случае, когда рядовой щебень заблаговременно вывезен и распределен по дороге, в валик собирают верхний слой толщиной 10 см. Черный песок вывозят на дорогу автомобилями-самосвалами и распределя­ют его равномерно по валикам из щебня. Расход черного песка определяется исходя из пористости и толщины щебеночного слоя.

При толщине слоя 8-10 см и пористости 35—50 % по объему расход чер­ного песка составляет 20-40 м3 на 1000 м2.

Для обеспечения требуемой ширины, толщины и ровности основания по его краям целесообразно устанавливать боковые упоры из бордюрного кам­ня. Если в качестве ведущей машины для устройства основании использует­ся профилировщик ДС-108, то устройство боковых упоров не требуется.

Приготовление смеси осуществляют автогрейдером или профилиров­щиком ДС-108. Применение профилировщика ДС-108 особенно эффектив­но при последующем строительстве цементобетонного покрытия комплек­том машин ДС-110. Перемешивание щебня с черным песком осуществляют за 5-6 проходов автогрейдера по одному следу или за один проход профи­лировщика ДС-108. Для ускорения работ при использовании автогрейдеров задействуют 2-3 машины, обеспечивая поточный метод производства работ и требуемый температурный режим. К концу работ по перемешиванию и рас­пределению смеси температура черного песка должна быть не ниже 80 "С.

Похожие материалы

Информация о работе