ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
РАСЧЕТ ОТГОНА ВИРАЖА
Тема 1.5 Безопасность движения автомобиля на кривых малых радиусов
Цель: Получить умения и навыки о порядке расчета отгона виража, определения поперечных уклонов,
превышений, построению графика зависимости превышений.
Краткие сведенья из теории
В большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия возникают на тех участках автомобильных дорог, на которых достаточно резко изменяются режимы движения. Довольно быстро меняются практически все показатели режима движения на сопряжениях прямолинейных и криволинейных участках дорог — на виражах. Обычно к виражам относят участок кривой с односкатным поперечным профилем и отгон виража — участок перехода от двускатного профиля к односкатному. Отгон виража необходим не только при сопряжении прямой и кривой, но и при сопряжении двух кривых разных радиусов, если уклоны виражей. на этих кривых не совпадают.
Если на участке с односкатным поперечным профилем режим движения достаточно стабилен, то именно на отгоне виража довольно быстро изменяются, во-первых, конструкция проезжей части и, во-вторых, режим движения и несогласованность этих изменений — одна из причин ДТП.
Анализ типовых схем отгона виража и типовых проектов показывает, что они не всегда безопасны для движения с высокими расчетными скоростями. Конструктивная опасность существующих типовых проектов виражей обусловлена значительными по протяжению участками, на которых не обеспечен поверхностный водоотвод. Это участки отгона виража, на которых поперечный уклон покрытия дороги близок к нулю
Вираж - односкатный поперечный профиль автодороги с уклоном внутрь закругления малого радиуса.
Состоит из трех основных элементов:
Ø поперечного уклона;
Ø виража;
Ø отгона виража.
Отгон виража начинается за 10м до начала закругления. Выполняется пропорционально на всем протяжении переходной кривой. Основные расчетные формулы
- дополнительный уклон; ; Уклоны: ; ; Уширение (IV,Vкат) -; Определение превышений: Н0=с·iо+0.5·b·i пч - оси; НВ= Н0-( 0.5·b+Db) i пч - внутренней кромки НA= НВ -(с-Db)·iо - внутренней бровки НC= Н0 + 0.5·b·i пч - внешней кромки НD= Н с+ с·iо - внешней бровки |
Порядок выполнения работы
1. По расчетным данным практической работы выписать исходные данные для расчета отгона виража. Принять для расчета по вариантам закругления:
Ø Нечетные варианты – закругление №1; Четные варианты – закругление №2;
2. Принять уклон виража и определить дополнительный уклон для заданного закругления.
3. Определить длину участка перехода к односкатному профилю.
4. Определить уклоны для двух участков – «х» и «L-x».
5. Определить превышения для контрольных точек поперечного профиля дороги.
6. Заполнить таблицу данных и построить график превышений по данным расчетов.
7. Привести схему отгона виража с указанием уклонов на схеме.
8. Оформить работу.
Пример расчета отгона виража
Исходные данные:
Категория дороги – IV; Радиус кривой R=700м; Длина переходной кривой L=90 м;
Ширина проезжей части b=6м; Ширина обочины c=2м; Уширение проезжей части Db=0,4м; минимальная ширина обочины 1,0м.
Уклон проезжей части i пч=0,020 ; уклон обочиныiо=0,040; уклон виражаiв=0,040.
Расчет отгона виража
1 определение дополнительного уклона
, (1)
где L – длина переходной кривой, м.
%о
2 определяется длина участка «х»
, (2)
м
3. Поперечный уклон внешней половины закругления на участке «х» определяется по формуле:
, (3)
где l –длина участка, равного сечению переходной кривой, м.
%о; %о;
%о; %о;
%о.
4 Поперечный уклон внешней половины закругления на участке «L-х» определяется по формуле:
, (4)
%о; %о;
%о; %о;
%о.
5 Определяется уширение проезжей части Db по формуле , (5)
; ; ;
; ; ;
; ; .
6 Расчет превышений
Расчет превышения оси дороги над бровкой земполотна
Н0=с·iо+0.5·b·i пч (6)
Н0=2,0 ·0,040+0,5·6,0·0,020= 0,16м
Расчет превышения внешней кромки Н0 + 0.5·b·i пч (7)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.