Обустройство дороги. Основные положения по организации работ, страница 5

    Технологические процессы строительства автомобильных дорог являются источником интенсивного шума и вибрации, которые отрицательно воздействуют на здоровье людей, как непосредственно принимающих участие в технологических процессах, так и проживающих в прилегающей жилой застройке, а также на флору и фауну. Интенсивность внешнего шума дорожных машин зависит от типа рабочего органа, вида привода, режима работы и расстояния от места работы. Особенно сильный внешний шум создается при работе бульдозеров, отбойных молотков и бетоноломов, вибраторов, вибросит некоторых марок автогрейдеров, катков, экскаваторов, дизельных грузовиков и так далее.

    Значительный шум возникает при работе производственных предприятий дорожного строительства. Особенно большой шум возникает при одновременном действия нескольких дорожных машин.

    Шум от дорожных машин при выполнении технологических процессов строительства дорог по спектральному составу является широкополосным с максимумом энергии в области низких и средних частот, а по суммарному уровню, значительно превышает допустимые нормы  установленные санитарными нормами допустимостимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки при выполнении работ в населенных пунктах.

    При составлении проекта производства работ, также необходимо учитывать изменение уровня звука в зависимости от направления и скорости звука, характера и состояния прилегающей территории,  наличие звукоотражающих и  поглощающих сооружений.  Мероприятия по снижению уровня шума при выполнении технологических процессов сводится главным образом к снижению шума и его источников, т.е. к снижению шума дорожно-строительных машин и применению звукотражающих экранов на пути распространение звука или шумозащитных мероприятий на самом защищаемом объекте.

    При превышении допустимого уровня снижения шума от дорожно-строительных и транспортных машин достигается за счет конструктивного изменение шумообразующих узлов или их звукоизоляции от внешней среды, а также применения технологических процессов с меньшим шумообразованием.

     В том случае, когда не удается снизить уровень шума от строительной площадки до допустимого уровня, установленного для данной территории за счет снижения шума дорожно-строительных машин, необходимо устанавливать звукоотражающие или звукопоглощающие экраны на пути распространения звука. При установке шумозащитных экранов следует учитывать то, что технологические процессы строительства и ремонта автомобильных дорог оказывают временное воздействие на окружающую среду по сравнению с периодом эксплуатации. Поэтому в качестве защитных экранов целесообразно использовать сборные переносные конструкции из бетонных, железобетонных, деревянных элементов, а также металлические рамы, заполненные звукопоглощающими материалами.

    Определенного снижение уровня шума от строительной площадки можно добиться путем применения рациональной технологии ведения работ, состоящей в сокращении продолжительности работы дорожно-строительных машин, прекращении работ в вечерние и ночные часы, выборе рационального режима работы дорожно-строительных машин.

    Поэтому при выполнении технологических процессов строительства и ремонта, автомобильных дорог следует по возможности избегать чрезмерного, а порой и все и не всегда необходимого увеличения числа оборотов двигателей, форсировать режим работы дорожно-строительных и транспортных машин.

    По своей физической природе шум тесно связан с явлением вибрация. Вибрация, подобно шуму, приводит к снижению производительности труда, нарушат деятельность центральной и вегетативной нервной системы, приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Борьба с вибрационными колебаниями заключается в снижении уровня вибрации самого источника возбуждения, а также применении конструктивных мероприятий по пути распространения колебаний.

    После строительства автомобильной дороги производится рекультивация земель. Цель рекультивации земель, нарушенных в результате строительства дороги, приведение их в состояние пригодное для использования в интересах сельского и лесного хозяйства.