1.13.3 Мостовые из цементобетонной плитки
В последнее время для мощения находят широкое применение мелкоразмерные цементобетонные элементы (плитка) различной формы и цвета (рисунок 1.37). Цементобетонная плитка имеет ряд положительных свойств:
- простота изготовления;
- стандартизированный размер и конфигурация;
- экологическая чистота изготовления плитки и технологического процесса ее укладки;
- гигиеничность устраиваемых покрытий;
- возможность формирования различного рисунка и цветовой мозаики покрытия;
- легкость исправления дефектов как при устройстве покрытия, так и в период его эксплуатации.
Изготавливают плитку на пресс-автоматах из цементобетонной смеси подобранного состава с маркой по прочности не менее 300 и морозостойкостью не менее Р—100. При необходимости в смесь вводят естественные и искусственные красители. Отклонение геометрических параметров готовой плитки не должно превышать по ширине, толщине и длине ± 5 мм.
Рисунок 1.37 - Разновидности фигурных бетонных мелкоразмерных элементов
Укладывают плитку, как правило, в зонах движения пешеходов (пешеходные дорожки, тротуары, скверы, парковые площадки), а также на участках примыкания к проезжей части автомобильных дорог, где возможен кратковременный заезд автомобилей.
Конструкция основания зависит от расчетной нагрузки. При устройстве мощения на участках возможного движения автомобилей с осевыми нагрузками 8 т и более основание устраивается многослойным (рисунок 1.38). При отсутствии указанных нагрузок основание устраивается однослойным из песка или пескоцементной смеси (см. рисунок 1.33, а).
Рисунок 1.38 - Конструкция мостовой из цементобетонной плитки
Технология устройства мостовой на многослойном основании включает следующие операции:
- разметка участка производства работ;
- устройство корыта;
- подготовка основания;
- установка бордюрного камня;
- устройство подушки из цементно-песчаной смеси;
- укладка плитки;
- уплотнение покрытия;
- заполнение швов цементно-песчаной смесью;
- промывка покрытия водой.
Размечаемый участок производства работ должен быть больше проектной ширины укладки на 150 мм. Разметку осуществляют рулеткой с забивкой колышков вдоль будущей кромки покрытия.
В границах размеченного участка снимается растительный слой и отрывается корыто. Срезанный дерн складируется вдоль участка производства работ и в последующем используется для укладки по периметру построенной мостовой. Глубина траншеи при устройстве корыта определяется как суммарная толщина слоев основания и песчаной подушки плюс толщина плитки за вычетом 10-15 мм на усадку плитки в подушку при уплотнении.
Основание устраивается послойно с толщиной укладываемого материала не более 10 см. Каждый уложенный слой выравнивают граблями и трамбуют площадочным вибратором до достижения коэффициента уплотнения не ниже 0,98. Уплотненное основание должно быть ровным и полностью соответствовать профилю окончательной укладки.
После укладки песчаного слоя основания производят установку бордюрного (краевого) камня для предотвращения расползания плитки и восприятия распора, возникающего при заделке швов. В зависимости от выбранного типа бордюрного камня он устанавливается на бетонное основание с закреплением цементобетонной смесью (см. рисунок 1.38) или на грунтовое основание, уплотненное до Ку = 0,98.
Краевые бордюрные ленты укладываются строго по прямой линии с таким расчетом, чтобы расстояние между ними было не меньше проектного и обеспечивало укладку как можно больше целых плиток по ширине покрытия со сведением к минимуму резаных плиток.
Подушку под плитку устраивают из слоя цементно-песчаной смеси. Поверхность подушки тщательно разравнивается правилом по маячным рейкам под общий уровень укладки плитки. Смесь не уплотняется. Хождение по выровненному неуплотненному слою цементно-песчаной смеси не допускается.
Плитка укладывается «от себя», начиная от бордюрной ленты для максимального использования целых и стандартных краевых камней. Плитка укладывается вплотную одна к другой или с зазором 1—3 мм (в зависимости от рисунка) с соблюдением требуемого узора. При необходимости осуществляется прирезка элементов у деревьев и смотровых колодцев. Укладку плитки производит облицовщик с помощью резиновой киянки, которой втапливает каждый камень в цементно-песчаную подушку до требуемого уровня.
Правильность укладки проверяется через каждые 1-3 метра. Ровность поверхности и проектный уклон проверяют с помощью рейки и уровня. Симметричность укладки плиток по шву контролируют с помощью шнура.
Вымощенная поверхность тщательно подметается и утрамбовывается площадочным вибратором за 2-3 прохода по одному следу во взаимно перпендикулярных направлениях. К основанию вибротрамбовки рекомендуется наклеивать резиновую подкладку.
На утрамбованное покрытие (в соответствии с проектом) насыпается
мелкий просеянный песок или сухая цементно-песчаная смесь толщиной 10-12 мм. После этого покрытие вновь уплотняется вибротрамбовками.
После окончательного трамбования оставшийся мелкозернистый материал, не разместившийся в швах между плитками, сметается с максимальным вторичным заполнением стыков. Проезд по замощенному участку до окончательного заполнения швов запрещен.
Готовое покрытие промывается водой, после стекания которой на поверхности не должно оставаться луж.
Отклонение поверхности готового покрытия от проектных отметок не должно превышать ± 2 мм. Вертикальные смещения между смежными плитками должны быть не более 2 мм. Допустимая толщина швов составляет 15 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.