1.13.1 Мостовые из естественных каменных материалов
Мостовые из естественных каменных материалов отличаются большими сроками службы и способностью выдерживать самое интенсивное движение. Поэтому их применяют:
- как покрытия на дорогах IV и V категорий при интенсивности движения до 1000 авт./сут при наличии местного камня;
- на городских улицах с сильно развитым подземным хозяйством, где возможна длительная и неравномерная осадка грунта;
- как основания под усовершенствованные покрытия при усилении и реконструкции автодорог;
- на съездах и отдельных участках грунтовых дорог с необеспеченным водоотводом (подъемы, пониженные места и т. п.).
Булыжные мостовые. Для булыжных мостовых применяют грубоколотую шашку или булыжный камень I—IV марки по прочности. По морозостойкости марка камня должна быть не ниже:
- для сурового климата - Р-50;
- умеренного и мягкого климата – Р-25.
Колку шашки для мощения выполняют в карьере из рваного камня. Требуемые размеры грубо колотой шашки для мощения проезжей части составляют: высота - 12-20 см, размер грани в плане - 10-20 см.
Поперечный уклон проезжей части булыжных мостовых принимают 30-40 ‰, на обочинах 50-60 ‰. Основание устраивают песчаное или гравийное - для обеспечения надлежащего водоотвода.
При продольном уклоне свыше 10 ‰, а также при односкатном поперечном профиле мощение необходимо вести снизу вверх.
До начала мощения производят разбивку мостовой с помощью высотников, которые забивают по оси дороги, у кромок проезжей части и между ними через 1,5-2 м. Поперечники разбивают через 5-10 м. По кольям на 3-4 см выше проектных отметок (с учетом осадки на уплотнение) туго натягивают шнуры (причалки).
Вдоль крайних шнуров укладывают бордюрные камни (версту). Высота камней для укладки краевых рядов должна быть на 4 см больше средней высоты камня, принятой для укладки проезжей части мостовой. Со стороны обочин к бордюрам присыпают грунт и тщательно его уплотняют для обеспечения хорошего упора.
Мощение ведут на всю ширину мостовой бригадой из 4-5 человек. 4-6 подсобных рабочих подносят камень и одновременно сортируют его по крупности. Мостовщики располагаются полукругом. Мощение у краев на 0,7-1 м должно опережать мощение посередине.
Мостовщик работает кельмой и молотком, с помощью которых сажает камень в песок на 1/3-1/4 его высоты, плотно прижимая к соседним шашкам. Соседние камни не должны отличаться по высоте более чем на 2 см. Нельзя укладывать булыжный камень вперемежку с грубоколотой шашкой, применять камень различных пород и различной прочности. Требуется строго соблюдать перевязку продольных швов.
Правильность геометрических параметров проверяют шаблоном. Плотность мостовой должна быть такова, чтобы отдельные камни до расклинцовки не шатались, не оседали под действием ноги и не могли быть вынуты руками.
После проверки правильности мощения производят обжимку мостовой с помощью механической трамбовки. Трамбование начинают не ближе 5 м от конца мощения поперечными рядами шириной около 1 м от краев к середине. Обжимку мостовой выполняет опытный мостовщик.
При обжимке каменная шашка осаживается на 2-3 см. При этом не должен быть нарушен поперечный и продольный профили мостовой. Отдельные глубоко просевшие или выступающие камни вынимают, исправляют основание и снова ставят на место.
После обжимки производят расклинцовку мостовой, рассыпая по ней клинец фракций 10-20 мм в количестве 1-1,5 м3 на 100 м2, который метлами вметают в щели мостовой. Производят вторичное, более усиленное трамбование. Хорошее уплотнение характеризуется упругой отдачей трамбовки от мостовой. При сухой погоде перед трамбованием мостовую поливают водой.
После трамбования рассыпают каменную мелочь фракций 5—10 мм из расчета 1 м3 на 100 м2 покрытия. Производят уплотнение сначала катками массой 6-8 т, затем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.