Рабочая программа по дисциплине «Инновационный менеджмент» (Содержание курса. Экзаменационные вопросы)

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

образовательном стандарте высшего профессионального образования от 17 марта 2000 г.

Целью курса является формирование у будущих руководителей системы знаний об инновациях и механизме управления ими, для чего необходимо изучение теории и практики инноваций, инновационного процесса и механизма управления инновациями.

При переходе на новую систему хозяйствования российские предприятия нуждаются в специалистах, обладающих  прочными знаниями  в области современного менеджмента. Инновация – это инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. В настоящее время инновационный менеджмент считается эффективным методом рыночного хозяйствования и выступает как система управления, планирования научно-технических разработок, организации производства и реализации продукции на основе нововведений.

Данная программа предусматривает изучение следующих основных разделов: Инновации в рыночной экономике. Методологические основы инновационного менеджмента. Стратегическое управление инновациями. Маркетинг в инновационной сфере. Планирование и организация инновационных процессов. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере. Оценка эффективности инноваций.

Программа предусматривает проведение лекций, семинарских практических занятий с использованием деловых игр, а также самостоятельную работу студентов с различными источниками информации при изучении теоретического материала. При самостоятельной работе по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также периодические экономические издания.

Раздел 1. Инновации в рыночной экономике

Тема 1.1. Цели и виды инноваций. 

Инновации: продуктовые, процессные. Научно-технический прогресс. Нововведения как объект инновационного управления. Инновационный процесс. Инновационная деятельность. Классификация инноваций: по признакам и группам, по областям применения и этапам научно-технического прогресса. Создание благоприятных условий нововведений. Стимулирование применения инноваций в производстве. Формы государственной поддержки инновационных предприятий.

Тема 1.2. Характеристика инновационной деятельности.

Виды инновационной деятельности. Инфраструктура инновационной деятельности. Классификация инновационных предприятий: по типам инноваций; инкубаторы, технопарки, технополисы.

Раздел 2.Методологические основы инновационного менеджмента.

Тема 2.1. Сущность, методы и технология инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Сущность инновационного менеджмента. Формы инновационного менеджмента. Тенденции и разновидности развития. Современное состояние инновационного менеджмента. Управление развитием нововведения как объект инновационного управления. Цели и задачи инновационного менеджмента.

Система функций инновационного менеджмента. Содержание процесса управления инновациями: формирование целей, планирование инноваций, организация инновационного менеджмента, контроль в инновационном менеджменте. Технология и методы инновационного менеджмента: коммуникации в инновационном менеджменте, решения в инновационном менеджменте.

Тема 2.2. Социально- психологические аспекты инновационного менеджмента.

Делегирование в инновационном менеджменте. Мотивация и стиль руководства. Организация инновационного менеджмента. Инновационные игры.

Раздел 3.Стратегическое управление инновациями.

Тема 3.1. Цели и задачи стратегического управления инновациями.

Стратегические цели. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

Тема 3.2. Содержание и формы стратегического управления инновациями.

Взаимодействие с внешней средой. Сценарий стратегического поведения инновационного предприятия. Порядок разработки стратегии. Процесс реализации стратегического решения. Методы и средства стратегического управления инновациями.  

Раздел 4. Маркетинг в инновационной сфере
Тема 4.1. Стратегический маркетинг

Цели и задачи маркетинга на основных этапах жизненного цикла продукции. Сущность и виды маркетинга. Стратегический маркетинг.

Регулярный инновационный маркетинг. Санационный инновационный маркетинг.

Тема 4.2. Тактический инновационный маркетинг.

Цели и задачи. Маркетинговое исследование по новому продукту и его позиционирование. Предварительное размещение нового продукта на рынке и его реклама. Организация системы сбыта нового продукта. Маркетинг новых технологий.

Раздел 5.Планирование и организация инновационных процессов.

Тема 5.1.Система внутрифирменного планирования инноваций.

Сущность планирования инноваций. Задачи и принципы планирования инноваций. Виды планирования инноваций на предприятии. Процессы и организация планирования инноваций на предприятии. Методы внутрифирменного планирования инноваций. Прогнозирование в инновационном менеджменте; научно- техническое прогнозирование. Продуктово – тематическое планирование инноваций. методы поиска инновационных идей. Объемно- календарное и производственное планирование.

Тема 5.2.Организация инноваций

Понятие организации инноваций. Особенности и задачи организации инновационных процессов. Развитие организационных форм инновационных предприятий. Типы организационных структур инновационных предприятий

Похожие материалы

Информация о работе