Анализ занимает промежуточное положение между сбором информации и принятием управленческих решений. Роль анализа – дать правильную оценку изучаемого объекта, показать насколько его состояние отличается от требуемого, выявить пути и возможности перехода анализируемого объекта от фактического состояния к требуемому, подготовить мероприятия для выбора оптимального решения.
Задачи АХД:
1. Контроль за выполнением плановых показателей, за соблюдением нормативов, выявление причин влияющих на плановые показатели.
2. Оценка реальности планов предприятия и повышение обоснованности новых планов.
3. Обоснованная оценка деятельности предприятия и обоснованная направленность его работы в целом.
4. Изучение аспектов использования конкретных ресурсов.
5. Влияние изменения ресурсов производства на конечный результат.
6. Изучение передового опыта и перенос его на свое предприятие.
7. Прогнозирование появления новых факторов и их влияние на хозяйственную деятельность предприятия.
АХД как наука возник в процессе практического опыта, поэтому требования предъявляемые к анализу выработала практика:
1. Использование конкретной системы показателей характеризующей деятельность предприятия в целом и ее отдельных сторон.
2. Переход от анализа обобщенных показателей к частным показателям и факторам влияющим на эти показатели.
3. Анализ необходим на любом уровне выполнения плана.
4. Изучение действующих на предприятии методик планирования и учета отдельных показателей и определение соответствия особенности предприятий этим методикам.
5. Выявление взаимосвязанных показателей и установление между ними факторов влияющих на конечный результат.
6. Количественное измерение и оценка влияния факторов.
7. Изучение показателей в динамике за год и за ряд лет.
8. Комплексность анализа:
· всестороннее изучение объекта
· систематичность анализа
· согласованность или одновременность анализа
· оперативность и своевременность
· конкретность и объективность
· проверка однородности и сопоставимости анализируемых показателей.
1. Предварительная оценка работы предприятия. Эти данные сравниваются с плановыми показателями или данными прошлых лет.
2. Установление и изучение конкретных факторов воздействующих на отклонение показателей предприятия. Определение взаимосвязи между факторами. Количественное измерение факторов работы и устранение вызывающих их причин.
3. Обогащение результатов анализа, формирование выводов, разработка конкретных мероприятий про улучшению работы предприятия, использования ресурсов и резервов, контроль за выполнением мероприятий с использованием новейших методов АСУП и САПР.
В зависимости от решения задач , круга изучаемых вопросов и времени проведения выделяются различные виды экономического анализа. По времени проведения, по степени охвата и по пространственному признаку.
1. По времени проведения: предшествующий и последующий.
Предшествующий был распространен в централизованной директивно-управленческой экономике, т.к. формировал плановые показатели отличающиеся от прошлых лет на 5-10%. Он жестко привязан к государственной утвержденной отчетно-статистической программе.
Последующий анализ – в плановой экономике в критические периоды проводится последующий текущий анализ производственно-хозяйственной деятельности. Последующий анализ бывает оперативным и текущим. По ходу производственной деятельности и периодическим через определенные периоды времени.
2. По степени охвата изучаемых явлений экономический анализ делится: комплексный и тематический.
Комплексный анализ представляет собой анализ всех сторон деятельности предприятия. Комплексным может быть периодический анализ (т.е. за определенный промежуток времени) или анализ определенную операцию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.