Мотивация трудовой деятельности. Содержательные теории трудовой мотивации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействи­ем различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутрен­ними являются потребности и интересы, желания и стремления, цен­ности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представ­ляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности.

Мотив (от франц. motif— побуж­дение) — побуждение к активности и деятельности личности, соци­альной группы, общности людей, связанное со стремлением удовле­творить определенные потребности.

Мотивация — это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения.

Суть процесса мотивации трудовой деятельности – этоформирование внутренних побудительных сил трудо­вого поведения - мотиваторов.

Мотива­торы - основания или предпосылки мотивации, определяющие предметно-содержательную сторону мотивации, ее приоритеты.

Мотиваторами выступают значимые факторы социального и предметного окружения (стимулы), либо устойчивые потребности и интересы.

Личные потребности, интересы, ценности и нормы поведения

Потребности.

Глубинным источником мотивации трудового поведения работников являются потребности.

Потребности — это забота индивида о необходимых средствах и ус­ловиях собственного существования и самосохранения, стремление к ус­тойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и со­циальной).

Существует множество классификаций человеческих по­требностей, основанием которых выступают: объект потребностей, их функциональное назначение, вид реа­лизуемой деятельности и т.д.

В общем случае  выделяют три группы общественных потребностей:

1. потребности производства,  обеспечивающие простое и расши­ренное воспроизводство;

2. жизненные нужды людей, удовлетворе­ние   которых    осуществляется    членами    общества    совместно (образование, медицина и т.п.);

3.  личные потребности человека.

Личные потребности человека:

1. материальные потреб­ности – физиологические и биологические (пища, одежда, жили­ще, личная безопасность существования, отдых);

2. духовные потребности - интеллектуальные (знания, приобщение к науке, культуре, искусству, религии);

3. социальные потребности - связанные с отношением человека с другими членами общества и с отношением его к самому себе (общение, причастность к группе, самоуважение, прочность положения, уверенность в завтрашнем дне, самовыражение и т.д.).

Интересы.

Особенность потребностей в общем процессе мотивации трудового поведения состоит в том, что они только тогда становятся его внутренним побудителем и регулятором, когда осозна­ются работниками. В этом случае потребности приобретают кон­кретную форму - форму интереса.

Интерес – избирательная, целеустремлённая направленность человека на выполнение той или иной деятельности.

Любая из потребностей может породить многообразие

Похожие материалы

Информация о работе