МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности.
Мотив (от франц. motif— побуждение) — побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
Мотивация — это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения.
Суть процесса мотивации трудовой деятельности – этоформирование внутренних побудительных сил трудового поведения - мотиваторов.
Мотиваторы - основания или предпосылки мотивации, определяющие предметно-содержательную сторону мотивации, ее приоритеты.
Мотиваторами выступают значимые факторы социального и предметного окружения (стимулы), либо устойчивые потребности и интересы.
Личные потребности, интересы, ценности и нормы поведения
Потребности.
Глубинным источником мотивации трудового поведения работников являются потребности.
Потребности — это забота индивида о необходимых средствах и условиях собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной).
Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: объект потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.
В общем случае выделяют три группы общественных потребностей:
1. потребности производства, обеспечивающие простое и расширенное воспроизводство;
2. жизненные нужды людей, удовлетворение которых осуществляется членами общества совместно (образование, медицина и т.п.);
3. личные потребности человека.
Личные потребности человека:
1. материальные потребности – физиологические и биологические (пища, одежда, жилище, личная безопасность существования, отдых);
2. духовные потребности - интеллектуальные (знания, приобщение к науке, культуре, искусству, религии);
3. социальные потребности - связанные с отношением человека с другими членами общества и с отношением его к самому себе (общение, причастность к группе, самоуважение, прочность положения, уверенность в завтрашнем дне, самовыражение и т.д.).
Интересы.
Особенность потребностей в общем процессе мотивации трудового поведения состоит в том, что они только тогда становятся его внутренним побудителем и регулятором, когда осознаются работниками. В этом случае потребности приобретают конкретную форму - форму интереса.
Интерес – избирательная, целеустремлённая направленность человека на выполнение той или иной деятельности.
Любая из потребностей может породить многообразие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.