Определение размера сезонного снижения цен на основе теории статистических игр
Сеть магазинов «FORUM outlet» имеет собственную систему закупки одежды иностранных брэндов, основная часть которой – коллекции прошедших сезонов. Это, так называемая, «стоковая» концепция торговли. Следовательно, жизненный цикл спроса на данные товары невелик. После непродолжительной продажи по установленной цене руководство магазинов идет на (сезонное) снижение цен с целью продать «остатки» одежды и не потерять возможную прибыль.
Рассмотрим пример снижения цены на основе теории статистических игр на 150 нераспроданных мужских брюк, предназначенных для осенне-зимнего сезона, спрос на которые значительно упал в связи с наступлением весны.
Средняя цена на брюки этой модели равна 1000 руб.; издержки приобретения равны 600 руб. Руководство готово рассмотреть четыре варианта снижения цены (30, 40, 50, 60%).
Реакция покупателей на снижение цены измеряется эластичностью спроса от цены:
Э = ΔК:К / ΔЦ:Ц,
где Э – эластичность спроса от цены; К – спрос на товар при заданной цене (Ц); ΔК – прирост спроса на товар при снижении цены; ΔЦ – абсолютное изменение цены.
Итак, мы имеем с одной стороны продавца, который устанавливает цену, а с другой – покупателей, которые реагируют на изменение цен. Сила этой реакции определяется размером эластичности спроса от цены. Т.е. спрос может быть малоэластичным и высокоэластичным.
Структура всей игры будет выглядеть следующим образом:
- малоэластичный спрос – Q1; высокоэластичный – Q2;
- варианты снижения цен: а1 – 30%, а2 – 40%, а3 – 50%, а4 – 60%;
- функция потерь, имеющая 8 значений, L(Q, a).
Рассмотрим изменение ценообразования при малоэластичном и высокоэластичном спросе. Коэффициенты эластичности спроса при Q1 = (1; 1; 1; 1); при Q2 = (2,33; 2; 1.8; 1,65).
Объем продаж после снижения цены определяется по формуле, полученной из формулы эластичности спроса от цены:
ΔК = аi × K × Эj;
Малоэластичный спрос Q1
Варианты |
Снижение цен, % |
Новая цена, руб. |
Объем продаж после снижения (ΔК), шт. |
Объем продаж после снижения, руб. |
Закупочная цена товара, руб. |
Потери, руб. |
а1 |
30 |
700 |
45 |
31500 |
90000 |
58500 |
а2 |
40 |
600 |
60 |
36000 |
90000 |
54000 |
а3 |
50 |
500 |
75 |
37500 |
90000 |
52500 |
а4 |
60 |
400 |
90 |
36000 |
90000 |
54000 |
ΔК1 = 0,3 * 150 * 1 = 45
ΔК2 = 0,4 * 150 * 1 = 60
ΔК3 = 0,5 * 150 * 1 = 75
ΔК4 = 0,6 * 150 * 1 = 90
Высокоэластичный спрос Q2
Варианты |
Снижение цен, % |
Новая цена, руб. |
Объем продаж после снижения (ΔК), шт. |
Объем продаж после снижения, руб. |
Закупочная цена товара, руб. |
Потери, руб. |
а1 |
30 |
700 |
105 |
73500 |
90000 |
16500 |
а2 |
40 |
600 |
120 |
72000 |
90000 |
18000 |
а3 |
50 |
500 |
135 |
67500 |
90000 |
22500 |
а4 |
60 |
400 |
144 |
57600 |
90000 |
32400 |
ΔК1 = 0,3 * 150 * 2,33 = 104,85
ΔК2 = 0,4 * 150 * 2,0 = 120
ΔК3 = 0,5 * 150 * 1,8 = 135
ΔК4 = 0,6 * 150 * 1,6 = 144
Запишем значение функции потерь в матрицу (см. ниже):
a1 |
a2 |
a3 |
a4 |
|
Q1 |
58,5 |
54 |
52,5 |
54 |
Q2 |
16,5 |
18 |
22,5 |
32,4 |
Значения потерь для Q1 явно больше при а1; а для Q4 – при а4, значит эти столбцы нам не интересны, так как они более затратные. Рассмотрим матрицу из двух оставшихся столбцов:
a2 |
a3 |
|
Q1 |
54 |
52,5 |
Q2 |
18 |
22,5 |
Для принятия дальнейшего решения о размере снижения цены (40 или 50%) необходима дополнительная информация, которая может быть получена посредством опроса потребителей. Нужно узнать, при каком снижении покупатели не произвели бы покупку, т.е произвели бы они покупку при 40%-ной скидке или только при 50%-ной.
Допустим, что в результате опроса были получены следующие данные:
…
30%-ная скидка – 10% покупателей;
40%-ная скидка – 20% покупателей;
50%-ная скидка – 25% покупателей;
60%-ная скидка – 30% покупателей;
…
Покупатели брюк будут приобретать, скорее всего, не больше одной пары. Значит, с потерей 1 покупателя, мы теряем 1 пару брюк.
На основе этих данных можно сделать вывод, что, выбирая между 40 и 50%-ной скидками, рациональнее было бы остановиться на 40%-ной, так как при этом мы сохраним 10% прибыли от скидок, а потеряем лишь 5% прибыли от количества покупок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.