Влияние продажи лицензионных технологий на стратегию разработки товара, страница 3

Анализ технологической совместимости показывает, что потребители определяют и оценивают характеристики товаров или технологий в терминах конечного использования. Сетевой эффект должен быть ассоциирован с требованиями совместимости, так как высокий сетевой эффект подразумевает большое число компонентов в конечном продукте.

Требование совместимости обеспечит намерение фирм продавать свою технологию скорее рано, чем поздно, чтобы их продукция имела больший шанс быть совместимой с совместными товарами (компонентами). Таким образом, получаем:

Р2 – уровень сетевого эффекта и требования совместимости взаимосвязаны прямой зависимостью.

Р3а – чем выше требования технологической совместимости, тем выше стремление фирм лицензировать.

Р3в – чем выше требования технологической совместимости, тем на более ранней стадии жизненного цикла технологии лицензируются и начинают продаваться.

Р4а – чем меньше стандартов в отрасли, тем сильнее эффект требований своместимости на стремление фирм продавать лицензии.

Р4в – чем меньше стандартов в отрасли, тем сильнее эффект требований совместимости на период лицензирования.

4. показатели структуры отрасли

4.1. Структура отрасли

Структура отрасли, в пределах которой оперирует фирма, влияет на распространение технологии.

Практически монопольные условия в телеиндустрии сопровождались унаследованием особенностей распространения технологий. Большая степень концентрации в производстве (кроме монополии) вызывает более высокий уровень применяемости и растворения технологий.

Таким образом, лицензироване технологий, которое является способом их распространения чаще происходит в олигопольных структурах, чем в монопольных. В отраслях со средней концентрацией, большое число конкурентов может снизить цены, доходы и прибыли, что делает лицензирование более привлекательным, так как фирмы, ищущие пути для повышения прибылей от существующих мощностей в таких условиях стремятся лицензировать технологии другим фирмам. То есть:

Р5 – стремление к лицензированию технологий выше в снеднеконцентрированных отраслях, чем в низко и высоко концентрированных.

4.2. Технологическая интенсивность

Технологии так же могут применять в отраслях, которые до того считались несвязанными.

Технологическая интенсивность относится к феномену в котором:

(1) значительная часть стоимости закладывается в начале цикла перенесения стоимости, то есть дальше от покупателя (развитие более продвинутых микропроцессоров) по сравнению с частью цикла около покупателя (продвижение поп-корна), (2) значительный поток технологий между различными отраслями, (3) скорость изменения технологий высока.

Р6 – чем выше технологическая интенсивность отрасли, в которой фирма оперирует, тем выше ее стремление лицензирования технологий другим фирмам из других отраслей.

5. Факторы, относящиеся к ресурсам

5.1. Режим капитализации дохода

Режим капитализации дохода относится к внешним факторам 9кроме структуры фирмы и рынка), который определяет способность собственника технологии собрать доход, полученный от применения технологии лицензиатом. Одним из поводов для беспокойства фирм является то, что необходимо поддерживать контроль с зарубежными партнерами.

Механизм апроприации может быть сведен к двум измерениям: одно связано с лидером, изучающим кривую преимуществ и способность других фирм независимо и конкурентно развивать технологию, а другое – с использованием патентов и связанных с ним систем поддержки. В первом случае имеется ввиду окружающая среда в которой технологии являются частной собственностью и не могут быть легко внедрены другими.

Р7а – чем слабее режим капитализации дохода, тем сильнее стремление фирм лицензировать

Р7в – чем слабее режим капитализации дохода, тем на более ранней стадии лицензируется технология.

Заключение

Повышение стоимости и сложности технологий, снижение длительности жизненного цикла технологий и роль сетевых эффектов похоже сделали лицензирование технологий широко практикуемым фактором товарного рынка и детерминантой товара и параметров серии товаров.

В прошлом лицензирование рассматривалось как самостоятельная деятельность, и ее прибыли и затраты оценивались исходя из конкретной сделки. Поэтому технология не рассматривалась как фактор, влияющий на производственную деятельность в целом. Но благодаря исследованиям действия сетевого эффекта, требований соответствия, а как детерминанты товарной стратегии, технологическое лицензирование можно включить в общую маркетинговую стратегию фирмы.