Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский Государственный Технический Университет
Кафедра: «ЭсПП»
Дисциплина: «Электропривод»
Отчёт по лабораторной работе №3
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА
С (П и ПИ)-РЕГУЛЯТОРАМИ СКОРОСТИ
И ТРАНЗИСТОРНЫМ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ
Вариант №6
Выполнил: студент группы Э – 414
Хапилин Д.В.
Проверил: к.т.н., старший преподаватель
Катрич П.А.
Омск 2008
Цель работы: изучение принципа действия, статических и динамических свойств тиристорного электропривода с широтно-импульсным преобразователем.
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ.
Структурная схема электропривода приведена на рис. 1.

Рис. 1
Здесь
 – сопротивление и ток якорной цепи;
 – сопротивление и ток якорной цепи;
 – угловая скорость вала
двигателя;
– угловая скорость вала
двигателя;
 – момент нагрузки;
 – момент нагрузки;
 – электромагнитная
постоянная времени;
 – электромагнитная
постоянная времени;
 – конструктивный
коэффициент;
 – конструктивный
коэффициент;
 – заданная скорость
двигателя;
– заданная скорость
двигателя;
 – передаточная функция
регулятора скорости.
 – передаточная функция
регулятора скорости.
В случае П – регулятора
 ,
,
В случае ПИ – регулятора
 .
 .
В электроприводах постоянного тока в качестве силовых преобразователей широко используются широтно-импульсные преобразователи (ШИП) неизменного напряжения постоянного тока в регулируемое напряжение постоянного тока. Функционально ШИП состоит из двух частей: широтно-импульсного модулятора (ШИМ) и вентильного (транзисторного) коммутатора ВК – рис.2.

Рис. 2
В зависимости от полярности выходного напряжения ШИП делятся на однополярные и двуполярные (рис. 3).

Рис. 3
Выбор однополярного или разнополярного выходного напряжения определяется необходимостью изменения направления вращения вала двигателя.
Рассмотрим работу однополярного ШИМ – модулятора, который можно представить как некоторый безынерционный усилитель среднего значения выходного импульсного напряжения – рис. 4.

Рис. 4
Для него справедливо:
 ,                                                  
(1)
,                                                  
(1)
где:
 – напряжение управления (входное
напряжение ШИМ – модулятора).
 – напряжение управления (входное
напряжение ШИМ – модулятора).
 среднее
значение выходного напряжения ШИМ,  (2)
 среднее
значение выходного напряжения ШИМ,  (2)
 – амплитуда выходных импульсов ШИМ.
 – амплитуда выходных импульсов ШИМ.
 – коэффициент передачи по среднему
значению.
 – коэффициент передачи по среднему
значению.
Величина  зависит от конкретной
реализации широтно-импульсного модулятора.
 зависит от конкретной
реализации широтно-импульсного модулятора.
Рассмотрим работу ШИМ – модулятора, выполненного по структурной схеме – рис.5.

Рис. 5
Временные диаграммы, иллюстрирующие работу ШИМ, приведены на рис.6.
|  | 
Из рис. 6.:
 ,                                                   
(3)
,                                                   
(3)
где
 – максимальное выходное напряжение
генератора линейно-изменяющегося напряжения (ГЛИН).
 – максимальное выходное напряжение
генератора линейно-изменяющегося напряжения (ГЛИН).
Отсюда:
   
 .                                                    
(4)
.                                                    
(4)
Тогда:
 .                                           
(5)
.                                           
(5)
Окончательно
   .                                               
      (6)
.                                               
      (6)
Выходное импульсное напряжение ШИП подается на обмотку якоря двигателя. Импульсное регулирование напряжения сопровождается пульсациями тока якоря – рис. 7.

Рис. 7
Размах пульсаций тока

зависит
от соотношения  и величины среднего тока
 и величины среднего тока
 .
.
Как правило, требуется, чтобы
 > 10,
 > 10,
то есть размах колебаний составлял не более 10 % от среднего значения.
Обозначим
   .                                                     
(7)
.                                                     
(7)
При
каком соотношении  обеспечивается заданная величина
 обеспечивается заданная величина
 ?
?
Точное аналитическое решение данной задачи затруднено.
Решим ее приближенно, для чего заменим на интервале  экспоненциальную
форму тока прямолинейной.
 экспоненциальную
форму тока прямолинейной.
Тогда
 ,                                             
(8)
,                                             
(8)
Дифференциальное уравнение, описывающее цепь якоря двигателя:
 ,                                            (9)
,                                            (9)
откуда:
    
 .                                              
(10)
.                                              
(10)
 Очевидно,
что при  величина
 величина 
 ,                                                  
(11)
,                                                  
(11)
тогда:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.