Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский Государственный Технический Университет
Кафедра: «ЭсПП»
Дисциплина: «Электрический привод»
Отчёт по лабораторной работе №2
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА
С «П» и «ПИ» – РЕГУЛЯТОРАМИ СКОРОСТИ И ИДЕАЛЬНЫМ УСИЛИТЕЛЕМ МОЩНОСТИ»
Вариант № 6
Выполнил: студент гр. Э – 414
Хапилин Д.В.
Проверил: старший преподаватель, к.т.н.
Катрич П.А.
Омск 2008
Цель работы: изучение принципа действия, статических и динамических свойств регулируемого электропривода при различных настройках регуляторов.
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
Рис. 1.
здесь – сопротивление и ток якорной цепи;
– угловая скорость вала двигателя;
– момент нагрузки;
– электромагнитная постоянная времени;
– конструктивный коэффициент;
– заданная скорость двигателя;
– передаточная функция регулятора скорости. Это звено совмещает регулятор и идеальный усилитель мощности.
В случае П-регулятора:
;
Рис. 2.
Передаточная функция ПИ – регулятора имеет вид:
;
Изображение скорости для привода с П-регулятором:
;(1)
здесь − электромеханическая постоянная времени двигателя.
По (1) рассчитываются переходные процессы в системе и отсюда же следует выражения механической характеристики электропривода.
. (2)
Рис.3
Величина статической ошибки:
. (3)
Ее можно уменьшить путем увеличения коэффициента усиления регулятора скорости kpc кроме того, увеличение kpc вызывает ускорение (до определенных пределов) протекания переходных процессов. Однако вместе с этим меняется и вид переходных процессов. Если у исследуемого двигателя
,
то апериодический переходный процесс обеспечивается при
, (4)
а колебательный переходный процесс – при
. (5)
Недостаток привода с П-регулятором – наличие статической ошибки по скорости, которую можно устранить введением в систему ПИ – регулятора. В этом случае изображение по скорости имеет вид:
. (6)
Из (6) следует, что система обладает астатизмом 1-го порядка относительно задающего воздействия и возмущения.
В отличие от привода с П – регулятором данный привод не сохраняет устойчивость при увеличении коэффициентов усиления ПИ – регулятора kpc, kи.
Для устойчивости системы необходимо
. (7)
Моделирование исследуемых электроприводов на ЭВМ производится с помощью приложения «SIMULINK» из состава пакета «MATLAB».
Структурная схема электропривода с П-регулятором и идеальным усилителем мощности приведена на рис. 4.
Рис. 4.
Структурная схема состоит из следующих блоков:
1 и 2 – генераторы ступенчатого сигнала;
3 – сумматор;
4 – усилитель;
5 – модель ДПТ;
6 – терминаторы;
7 – виртуальный осциллограф.
Структурная схема электропривода с ПИ – регулятором и идеальным усилителем мощности приведена на рис. 5.
Рис. 5.
Структурная схема состоит из следующих блоков:
1 и 2 – генераторы ступенчатого сигнала;
3 и 5 – сумматоры;
4 – усилитель;
6 – интегратор;
7 – модель ДПТ;
8 – терминаторы;
9 – виртуальный осциллогораф.
РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Для привода с П-регулятором (kрс=20; kрс=50) рассчитать величины ωуст , Хуст, результаты расчетов занести в таблицу 1. Исследовать процессы отработки ступенчатого задающего воздействия и наброса нагрузки, контролируя величины Uя(t), iя(t), ω(t). Постройте графики этих величин. Определите значения максимальной величины скорости ωmax, перерегулирование σ, установившееся значение скорости ωуст, время регулирования tp. Результаты занесите в таблицу 1.
2. Для привода с ПИ – регулятором и величин kрс=20; kрс=50 рассчитать величину kи, обеспечивающую устойчивость привода (формула (7)). Повторите исследования по пункту 1. Результаты занесите в таблицу 2.
Таблица 1. Исследование привода с П –регулятором.
Мс, Н∙м |
kрс |
ωmax, с-1 |
σ,% |
Хуст, с-1 |
ωуст расч., с-1 |
ωуст мод., с-1 |
tр, с |
35 |
20 |
75,15 |
2,561 |
60,239 |
60,2391 |
0,06 |
|
35 |
50 |
88,3 |
1,046 |
61,754 |
61,7548 |
0,05 |
Таблица 2. Исследование привода с ПИ – регулятором.
Мс, Н∙м |
kрс |
ωmax, с-1 |
σ,% |
Хуст, с-1 |
ωуст расч., с-1 |
ωуст мод., с-1 |
tр, с |
35 |
20 |
120 |
2,561 |
60,239 |
62,8 |
0,85 |
|
35 |
50 |
120 |
1,046 |
61,754 |
62,8 |
0,80 |
Для П – регулятора.
Крс=20:
Крс=50:
Для ПИ – регулятора.
Крс=20 (Ки=5000):
Крс=50 (Ки=12000):
ВЫВОД: изучили принцип действия статических и динамических свойств регулируемого электропривода при различных настройках регуляторов.
Электропривод с ПИ- регулятором осуществляет более точное регулирование скорости ωуст.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Михайлов О.П. Автоматизированный электропривод станков и промышленных роботов. – М.: Машиностроение, 1990.
2. Зимин Е.Н., Яковлев В.И. Автоматическое управление электроприводами. – М.: Высшая школа, 1979.
3. Справочник по автоматизированному электроприводу / Под ред. В.А. Елисеева. – М.: Энергоатомиздат, 1983.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.