последнее время наблюдается тенденция к некоторому ослаблению значения посреднического звена в движении товара от производителя к потребителю. Это объясняется следующими причинами:
- усилилась монополизация экономики и крупные корпорации (в основном транснациональные) стремятся сосредоточить в своих руках все стадии продвижения товара;
- изменяется характер международного разделения труда, на базе которого развивается международная торговля.
Основными способами распределения товара являются:
- прямой сбыт продукции (от производителя к потребителю);
- организация собственной сбытовой сети;
- использование различных форм посредничества в распределении товара.
Прямая продажа характерна для товаров производственного назначения. Однако здесь увеличиваются расходы производителя на хранение, транспортировку, упаковку товара, поэтому ее используют в основном крупные компании и выгоден он при наличии следующих условий:
1) При продаже товара крупными партиями, что покрывает затраты на организацию прямого сбыта;
2) При концентрации рынка потребителей;
3) При наличии устойчивого рынка с благоприятным прогнозом на длительный период.
Организация собственной сбытовой сети (ССС) также помогает держать под контролем весь процесс реализации и доставки продукции потребителю. Собственная сбытовая сеть может помочь:
- осуществлять рекламу товаров и консультации клиентов;
- организовать гарантийное техническое обслуживание;
- оказывать техническую помощь при дальнейшем использовании товара (для автомобилей, средств выч. техники и др. наукоемких товаров).
Недостатком является высокая стоимость организации и содержания сбытовых филиалов. Поэтому, ССС необходима и выгодна при следующих условиях:
1) Необходимость в специализированном техническом обслуживании и техпомощи при использовании товара;
2) Наличие больших финансовых ресурсов для организации ССС и сети товарных складов.
2. Виды посредников.
Если предприятию нужно впервые выйти на рынок с новым товаром или рынок является малоемким либо труднодоступным, если у предприятия нет свободных ресурсов для организации ССС, прибегают к услугам посредников. Посредниками являются:
- крупные оптовые торговые предприятия;
- розничные торговые организации;
- независимые торговые агенты.
Крупные оптовые посредники – это небольшое количество фирм, покупающих товар непосредственно у производителя и перепродающих его более мелким оптовым и розничным фирмам. Звено оптовой торговли может быть 2-3 ступенчатым. Среди них существуют генеральные (многоцелевые) торговцы и специализированные торговцы. Последние осуществляют свою деятельность по определенным товарным группам, соответствующим либо производящей отрасли, либо области применения товара, причем тех товаров, которые не требуют сложного технического обслуживания.
Розничные торговые организации. В настоящее время около 90% потребительских товаров реализуется через розничные предприятия. На эту группу торговых посредников приходится около 30% реализации продукции промышленного назначения. К розничным торговым предприятиям в зависимости от уровня услуг относятся:
- розничные торговые предприятия самообслуживания;
- розничные торговые предприятия со свободным отбором товара;
- розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием;
- розничные торговые предприятия с полным обслуживанием.
В зависимости от предлагаемого товарного ассортимента розничные торговые предприятия делятся на виды:
- специализированные магазины;
- универмаги;
- универсамы;
- магазины товаров повседневного спроса;
- универсамы широкого профиля.
В сбыте товаров участвуют торговые агенты следующих типов:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.