Программа организационно-экономической практики для студентов специальности «Маркетинг» специализации «Маркетинг в спорте, туризме и физической культуре»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

методические указания, постановления, законы, действующие в настоящее время и регламентирующие работу организации в целом. В конце практики студент должен обобщить собранный материал и совместно с руководителем практики определить его достаточность, а затем оформить его в виде отчета.

Структурно весь период практики делится  на следующие этапы:

1) исследовательский - сбор первичных материалов, характери-зующих деятельность туристского предприятия;

2) отчетный - написание отчета  по теме научно-методического задания.

По итогам прохождения практики студент должен представить в отчете материалы по следующим разделам.

3.1. Показатели развития туристского предприятия

Экономико-организационная характеристика  предприятия Продолжительность деятельности. Наличие расчетного и валютного расчетных счетов. Основные принципы  работы фирмы.  Организационная структура. Главные направления работы туристской компании. Структура управления предприятием.

Наличие, виды, срок действия  имеющихся лицензий

Пример. ОДО «БММТ «Спутник» имеет следующие лицензии, выданные Мини­стерством спорта и туризма:

-  №100/2 от 20.08.99 на организацию обслуживания иностранных тури­стов на территории РБ;

-  №99 per. №100-ТО от 22.08.2000 г. на осуществление туроператорской деятельности;

-  №99 per. №100-ТА от 22.08.2000 г. на осуществление турагентской дея­тельности.

          Структура предоставленных услуг

Аттрактивность экскурсионных маршрутов, визовая поддержка, услуги страхования, предоставление транспортных услуг, прокат снаряжения и т.д.

Пример. Реализация  туристских  услуг  в  ТЭУП  «Гомельтурист»  осуществляется  по  трём  направлениям:

-  туристские  маршруты  (Италия, Германия, Кипр, Чехия, Испания, Хорватия, Нидерланды, Болгария, Франция, Крым, Краснодарский  край, санатории  и  базы  отдыха  Республики  Беларусь  и  др.);

-  экскурсионное  обслуживание  (городские  автобусные  и  пешеходные, загородные  и  музейные  экскурсии);

-  сервисные  услуги  (организация  трансфера, открытие  виз, автобусные  перевозки  и  др.).

Аттрактивностьэкскурсионных маршрутов зависит от качества покрытия дороги, интенсивности движения, инфраструктурных объектов. В значительной степени ее роль определяют экскурсионные объекты. Аттрактивность трассы измеряется временным коэффициентом аттрактивности , формула (3):

                                      ,                                                                (3)

где    - временной коэффициент аттрактивности;

 - время осмотра экскурсионных объектов;

 - время передвижения по участку.

Этот показатель измеряется также линейным коэффициентом аттрактивности , определяемый формулой (4):

                                      ,                                                          (4)

где    - линейный коэффициент аттрактивности;

 - время осмотра экскурсионных объектов;

 - длина участка пути, включая подъездные дороги в пределах изохрон.

Стоимость и сезонность предоставляемых услуг

Расчет коэффициента сезонности производится по формуле (5) и данные группируются в таблицу (табл. 1):

                              ,                                             (5)

где   - коэффициент сезонности, %;

- средний уровень объема реализованных услуг отдельного периода (месяца или квартала), руб.;

- средний за один месяц (квартал)  объем реализованных услуг за расчетный период, руб.

Таблица 1

Расчет коэффициента сезонности

Годы

и показатели

Выручка в месяц, тыс. руб.

Итого за  год,

тыс. руб.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

Октябрь

ноябрь

декабрь

2002

30

39

45

59

68

80

98

104

91

75

61

43

793

2003

38

45

51

67

74

86

110

118

106

92

45

55

887

2004

36

42

51

68

77

95

107

119

108

86

62

48

899

Итого

104

126

147

194

219

261

315

341

305

253

168

146

2579

Средний уровень

35

42

49

65

73

87

105

114

102

84

56

49

72

К-т сезонности, %

48

59

68

90

102

121

147

159

142

118

78

68

Количественные показатели работы с туристами

Анализ деятельности  по направлениям и характеру сбыта продукции. Общее количество обслуженных туристов предприятием (табл. 2-6),  количество отправленных в другие регионы туристов за 3 года, количество принятых предприятием туристов в регион, количество туро-дней пребывания, структура обслуженных туристов (в том числе количество туристов из стран дальнего зарубежья). Анализ динамики реализации продукции турпредприятием. 

Таблица 2 

Динамика реализации продукции

Год

Объем реализации продукции, млн. руб

Темпы роста, %

базисные

цепные

2007

2008

2009

Таблица 3

Реализация туристских услуг

Показатель

                  Год

Темп роста, %

2007

2008

2009

2008/2007

2009/2008

Количество обслуженных туристов, тыс. чел.

Экскурсионное обслуживание, тыс. чел.

Объем реализованных услуг, тыс. руб.

Таблица 4

Структура оказанных услуг по видам деятельности

Вид деятельности

Объем  оказанных услуг, тыс.руб

Доля, %

Турагентская

Туроператорская

Таблица 5

Структура объема выручки  по видам туризма

Вид туризма

Объем  выручки, тыс. руб

Внутренний туризм

Международный  туризм

Итого:

Таблица 6

Структура рынков сбыта

Туристы

2007 год

2008 год

2009 год

кКоличество туристов, чел.

время пребывания, туро-дней

стоимость туров, тыс.руб

кКоличество туристов, чел.

время пребывания, туро-дней

стоимость туров, тыс.руб

кКоличество туристов, чел.

время пребывания, туро-дней

стоимость туров, тыс.руб

Въехавшие

страна А

Выехавшие

страна Б

Показатели движения рабочей силы

Доля лиц, имеющих специальное образование, текучесть кадров, объем и виды оплаты труда).  Анализ трудовых ресурсов (формулы 6 – 8, табл. 7 - 9).

Коэффициент оборота по приему рабочих ():

                         (6)

Коэффициент текучести кадров ():

                                                (7)

Коэффициент постоянства состава персонала предприятия ():

=                        (8)

Таблица 7

Анализ движения рабочей силы

                  Наименование показателя

Год

2007

2008

2009

Среднесписочная численность работников, чел.

Коэффициент оборота по приему рабочих,

Коэффициент текучести кадров,

Коэффициент постоянства состава персонала предприятия,

Таблица 8

Анализ численности и состава работников

     Наименование показателя

Год

2007

2008

2009

численность, чел.

уд. вес, %

численность, чел.

уд. вес, %

численность, чел.

уд. вес, %

Списочная численность работников

в том числе:

-руководители предприятия и их заместители

-руководители структурных подразделений и гл. бухгалтеры

- главные специалисты

- специалисты и другие служащие

- рабочие

Таблица 9

Кадровый состав работников предприятия

Показатели

Год

Отклонения

 (+ / -)

2005

2006

2007

Всего работников аппарата управления,

в том числе имеющие

- высшее образование

- среднее специальное

Удельный вес работников, имеющих высшее образование, %

Материальная база

Стоимость ОПФ, использование современных информационных технологий, наличие собственного сайта в сети Интернет, наличие online-режима и т.д.

Маркетинговые коммуникации

Личная продажа широко используется всеми сотрудниками предприятия, которые непосредственно занимаются туристической деятельностью. Данный вид маркетинговых коммуникаций подразумевает непосредственную беседу, прямой контакт сотрудника предприятия, предлагающего различные варианты туров клиенту.

В качестве средств стимулирования сбыта широко используются различные системы скидок:

-  скидки для постоянных клиентов;

-  скидки для детей (за исключением специальных детских программ);

-  скидки для покупателей туристических путёвок во время участия в ежегодных туристических выставках-ярмарках;

-  скидки для покупателей дорогостоящих и экзотических туров;

-  сезонные скидки,

-  премии,

-  дополнительные дни к отпуску и др.

Средства рекламы

-  реклама в прессе («Пресс-реклама», «Вечерний Гомель», «Проспект», «Гомельские ведомости», «Телепанорама»,  «Моя реклама»,  «100%»,  и др.).

-  реклама на телевидении (услуги гомельских телекомпаний «Эфир», «Фил-ТВ»).

-  реклама на транспортных средствах;

-  наружная реклама;

-  полиграфическая  реклама,

-  Интернет-реклама,

-  радиореклама.

Оказание спонсорской помощи (акция газеты «Гомельские ведомости»,  помощь на развитие спорта).

Участие в туристских выставках-ярмарках (участие в ежегодной туристической выставке-ярмарке «Экспотур»).  

При изучении маркетинговых коммуникаций необходимо провести исследования, собрать необходимые данные с помощью письменных опросов (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Оценка производственно-хозяйственной деятельности  Основные технико-экономические показатели деятельности. Оценка ликвидности. Оценка финансовой устойчивости (платежеспособности). Оценка производственной деятельности. Оценка рентабельности (табл. 10).

Таблица 10

Основные технико-экономические показатели

деятельности предприятия

Наименование показателя

Год

Темп роста

2007

2008

2009

2008/2007

2009/2008

Реализованная продукция, тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

Прибыль от реализации, тыс. руб.

Рентабельность реализованной продукции, %

Балансовая прибыль, тыс. руб.

Численность персонала, чел.

Производительность труда,

тыс. руб./чел.:

- в действующих ценах

- в  сопоставимых ценах

Стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

Рентабельность основных производственных фондов, %

3.2. Индивидуальное задание

Целью индивидуального задания является сбор данных к курсовым работам, выполняемых в последующих семестрах, а также сбор данных для научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Тематика индивидуальных заданий должна быть увязана с программами специальных курсов, направлениями научных исследований кафедры, и отражать конкретные задачи, стоящие перед организацией в связи с переориентацией экономики на рыночные отношения.

При выполнении индивидуального задания необходимо руководствоваться требованиями и методическими указаниями по выполнению следующих курсовых работ:

          «Маркетинг» - сбор и анализ информации по эффективности использования основных, оборотных средств и трудовых ресурсов; характеристике функционирования предприятия на международном рынке; основных направлений деятельности предприятия и эффективности маркетинговой деятельности; оценка рыночно-производственных характеристик сегментов; выявление факторов, воздействующих на стратегию; микро- и макроэкономический анализ

Похожие материалы

Информация о работе