МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный технический университет имени
П. О. Сухого»
Кафедра «Менеджмент»
Контрольная работа
По курсу «Стратегический менеджмент»
(на примере СП ОАО «Спартак»)
Выполнила студентка гр. ЗМТп-62: Иванчикова О.Ф.
Проверил преподаватель кафедры «Менеджмент»: Ивановская И.В.
Гомель, 2009
Раздел 1. Оценка нестабильности внешней среды предприятия.
Объектом исследования является: СП ОАО «Спартак».
Цель: Освоить методику оценки нестабильности внешней среды предприятия.
1. Производство:
1.1. Перебои с поставками сахара-песка на предприятии.
1.3. Платежеспособность предприятий-покупателей.
2. Рынки сбыта:
2.2. Наличие в отрасли сильных конкурентов со стороны России.
2.3.Применение демпинговых цен на рынках.
3. Влияние государства и общества:
3.1. Установление потолка цен.
3.2. Стабильность политической и экономической ситуации в стране.
Таблица 1.
Оценка степени нестабильности факторов внешней среды СП ОАО «Спартак»
Фактор |
Сущность фактора |
Механизм воздействия |
Тенденции изменения |
Степень нестабильности |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Группа факторов «Производство» |
||||||
1.1. Перебои с поставками сахара-песка на предприятии. |
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. Поставщиками является («ОАО Слуцкий сахарорафинадный комбинат», Минск. обл.) |
Оказывает влияние на цену продукции путём влияния на издержки производства и на стабильность производства в целом. Перебои с поставками могут вызвать остановку производства, что приведёт к потере прибыли и росту издержек на другие виды продукции. |
События, которые происходят в сфере «поставщики», могут серьезно повлиять на деятельность снабжения предприятия. Экономист по снабжению должен внимательно следить за ценой сахара, за количеством на складе. Нехватка его на складе может сказаться главным образом на производстве кондитерских изделий, а рост цены на сырье может поднять цену на изготавливаемые изделия. |
По степени привычности изменения поставщиков сахара можно описать, так неожиданные, но имеющие аналогии в прошлом (3 балла). По темпу изменений, изменение внешней среды происходит быстрее, чем реагирует предприятие (4,3 балла). По предсказуемости будущего, частично предсказуемы (3,5 балла). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
||
1.2. Платежеспособность организаций-покупателей. |
Платежеспособность организаций - покупателей – это способность предприятий- заказчиков своевременно производить оплату по своим краткосрочным и долгосрочным обязательствам. |
Платежеспособность организаций-покупателей главным образом влияет на работу самого предприятия. Дебиторская задолженность на начало 2005г. составила 2633 млн. руб., а на конец 2005г. – 3336 млн. руб. На конец 2006г. составляет 5155 млн. руб. Рост дебиторской задолженности, может сказаться на прибыли предприятия и его рентабельности. |
По степени привычности изменения, данное изменение можно измерить в пределах экстраполяции опыта (2 балла). По темпу изменений, изменение внешней среды сравним с реакцией предприятия (2,5 балла). По предсказуемости будущего, предсказуемо (2,5 баллов). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
|||
Степень нестабильности внешней среды по группе факторов «Производство»: 0,2*3,56+0,3*2,32=1,406 |
||||||
Группа факторов «Рынки сбыта» |
||||||
1.1. Наличие в отрасли сильных конкурентов со стороны России. |
Любое предприятие сталкивается с конкурентами, и лучший способ выявить их - это провести исследование. Существуют 4 основных вида конкурентов: желания-конкуренты, товаро-родовые конкуренты, товаро-видовые конкуренты и марки-конкуренты. Понимание того, как потребитель принимает решения, позволит менеджеру по маркетингу выявить всех конкурентов СП ОАО «Спартак», мешающих продавать больше своей продукции. Менеджер должен, хорошо разобраться во всех видах конкурентов, особое внимание, уделяя маркам-конкурентам. |
В России и Украине предприятия по сладостям начали развиваться гораздо быстрее, чем в Беларуси, что приводит к удешевлению сырья, общности ценовой политики и мобильности в продвижении товара. В связи с этим доля импортных кондитерских изделий выросла в Беларуси около 20%. Реализация фабрики за последние годы упала на 25%. На сегодняшний день существует большое изобилие кондитерских изделий и покупатель просто теряется в выборе продукции. |
По степени привычности изменения, можно сказать, что изменяется в пределах экстраполяции опыта (2,4 балла). По темпу изменений, изменения внешней среды происходит быстрее, чем реагирует предприятие (4,8 балла). Предсказуемость будущего, частичная предсказуемость (3,5 балла). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
|||
1.2. Применение демпинговых цен на рынках. |
Демпинговые цены - это когда предприятие-конкурент бессовестно продает свою продукцию ниже утвержденных цен прейскуранта. |
Для потребителя применение таких цен является хорошей покупкой. Ведь мы все являемся потребителями и хотим приобрести именно тот товар, который дешевле и качественнее, а значит вкуснее. Но не каждое предприятие может позволить себе снизить цену и продавать ниже себестоимости. В такой ситуации предприятию сложно конкурировать на рынке. |
По степени привычности изменения, это привычное изменение для предприятия (0,5 балла). По темпу изменения, внешняя среда изменяется медленнее, чем реагирует предприятие (1,5 балла). По предсказуемости будущего можно сказать, что оно лишь частично предсказуемо (3,8 балла). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
|||
Степень нестабильности внешней среды по группе факторов «Рынки сбыта »: 0,45*3,43+0,45*1,42=2,179 |
||||||
Группа факторов «Влияние государства и общества» |
||||||
3.1.Установление потолка цен. |
Установление потолка цен государством, т.е. государство, может устанавливать цену выше, которой предприятие не может продавать продукцию. |
Таким регулированием цен, государство вынуждает предприятие идти на вынужденные убытки. Тем самым, усугубляя экономическое положение предприятия. |
В будущем возможно смягчение политики ограничения цен и, возможно, её отмена. |
По степени привычности, в пределах экстраполяции опыта (1,5 балла). По темпу изменений, сравнимый с реакцией предприятия (2 балла). Предсказуемость будущего, изменения частично предсказуемы (3,5 баллов). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
||
3.2.Стабильность политической и экономической ситуации в стране. |
Стабильность политической и экономической ситуации в стране подразумевает под собой, благоприятный климат для развития международных связей и отношений. |
С помощью, международных соглашений предприятие может выйти на рынки других стран. В 2003г. СП ОАО «Спартак» было принято первым в СНГ во Всемирную организацию кондитеров. Это дало предприятию льготы для выхода на многие европейские рынки, с помощью этих льгот продукция предприятия стала конкурентоспособной по сравнению с аналогами европейских предприятий. |
В краткосрочной и среднесрочной перспективе возможны проявления экономической нестабильности. |
По степени привычности, в пределах экстраполяции опыта (2,4 балла). По темпу изменения, темп изменения сравним с реакцией фирмы (3 балла). Предсказуемость будущего, частичная предсказуемость (3,5 балла). Следовательно, степень нестабильности данного фактора: |
||
Степень нестабильности внешней среды по группе факторов «Влияние государства и общества»: 0,33*2,19+0,33*2,93=1,690 |
||||||
Полученные три значения степени стабильности внешней среды по группам факторов используется для определения интегрального значения степени нестабильности внешней среды. Интегральный показатель степени нестабильности внешней среды: 0,33*1,406+0,33*1,420+0,34*1,690=1,508.
Таким образом, согласно матрице И. Ансоффа рекомендуемой системой управления предприятием является стратегическое управление.
Раздел 2. Определение миссии предприятия.
Цель: Освоить методику разработки миссии предприятия.
Миссия СП ОАО «Спартак» состоит в производстве вкусных, сладких кондитерских изделий для всех слоев населения.
Согласно ГОСТу кондитерские изделия делятся на:
§ сахарные – карамель, конфеты, шоколад, драже и т. д.;
§ мучные – печенье, торты, пирожные, кексы, рулеты, вафли и т. д.
Также предприятие осуществляет всевозможные акции при покупке продукции. Например, в набор шоколадных конфет кладут золотые украшения. Осуществляются скидки на покупку продукции. Кондитерские изделия очень разнообразные и именно поэтому каждый сладкоежка непременно найдет свои любимые сладости.
Предприятие с давальческим сырьем не работает, но выполняет заказы от населения.
Всех потребителей кондитерских изделий можно подразделить на следующие группы:
1. По географическому признаку:
- внутренние потребители;
- иностранные потребители.
2. По уровню дохода:
- покупка не дорогой продукции;
- покупка продукции по средним ценам;
- покупка дорогих кондитерских изделий.
3. По любительству кондитерских изделий:
- совсем не любят;
- любят иногда;
- всегда любят.
4. Определение активов, ТОП - характеристик, которые имеются у предприятия:
Современное технологическое оборудование для производства кондитерских изделий представляет собой большую группу механизма, машин и аппаратов у которых сырье и полуфабрикаты подвергаются термической, механической и др. обработке. В результате этих воздействий из исходного сырья получают высококачественные изделия заданной рецептуре.
Раздел 3. Построение дерева целей предприятия.
Цель: 1. Освоить различные подходы к целеполаганию на предприятии.
2. Освоить методику построения логического дерева целей предприятия.
Главная цель СП ОАО «Спартак» является получение прибыли. Для этого необходимо: снижение затрат продукции, эффективная разработка цен, снижение запасов готовой продукции.
Цели, связанные с достижением главной цели предприятия, можно определить следующим образом (см. табл. 2.).
Таблица 2.
Цели СП ОАО «Спартак» и показатели их достижения
Цель |
Показатель уровня достижения |
1 |
2 |
1. Увеличение объемов производства на 15%. |
Рост по темпу роста |
2.Снятие с производства устаревших видов кондитерских изделий, на которые уменьшается спрос, в течении года |
Коэффициент обновления ассортимента |
3. Увеличение объёмов поставок на внутренний рынок на 35%. |
Объём реализации продукции |
4. Увеличение загрузки производственных мощностей предприятия до 60%. |
Коэффициент загрузки ПМ предприятия |
5. Увеличение заказов на 50%. |
Получение прибыли |
6. Повышение числа квалифицированных работников предприятия на 5%. |
Среднесписочная численность работников различной квалификации |
7. Проведение комплекса мероприятий по поддержанию высокого престижа предприятия и торговой марки на сумму 5% от балансовой прибыли |
Величина затрат на рекламу |
8. Увеличение показателей обслуживания потребителей на 8%. |
Количество рекламаций |
9. Освоение новых видов изделия |
Выпуск новой продукции |
10.Дополнительное привлечение заемных средств в размере 30%от всех источников средств |
Величина привлеченных заемных средств |
11. Проведение рекламной деятельности с использованием 2% от балансовой прибыли |
Величина затрат на рекламу |
12. Получение прибыли на 60%. |
Показатель прибыли, рентабельности |
13. Снижение издержек производства на 30%. |
Величина затрат на производство |
14. Снижение запасов готовой продукции на 55%. |
Показатель запасов готовой продукции |
15. Увеличение цен на продукцию предприятия (ежемесячно) на 0,5%. |
Прекращение экономического кризиса в стране. |
1 |
2 |
16. Увеличение поставок в страны СНГ на 50%. |
Объём реализации продукции в странах СНГ |
17. Повышение конкурентоспособности предприятия на 12%. |
Коэффициент конкурентоспособности предприятия |
18. Контроль и сокращение непроизводственных выплат, связанные с неритмичной работой производства (сверхурочные, простои, работа в выходные дни) на 10%. |
Фонд заработной платы |
19. Уменьшение амортизационных отчислений на 10%. |
Показатель амортизационных отчислений |
20.Осуществление постоянн. контроля и оценки за уровнем цен на приобретенные материалы на 100% |
Величина затрат на производство. |
21. Получение льготного снижения платы за электроэнергию. |
Увеличение объемов производства в действующих и сопоставимых ценах |
22.Увеличение выпуска экономичных изделий на 10% |
Доля экономических изделий в общем их количестве |
23. Обеспечение бесперебойности ритмичной работы оборудования на 50%. |
Показатели работы завода |
24. Реализация неликвидной продукции на 25%. |
Снижение остатков на складе, дополнительный доход. |
25. Бездефектное изготовление продукции на 95%. |
Наибольший объем выпуска продукции |
26.Обеспечение роста производительности труда на 11% |
Показатели предприятия |
27. Обеспечение роста заработной платы на 13%. |
Увеличение объемов производства продукции. |
28. Ужесточение норм расхода ТМЦ на 20%. |
Снижение себестоимости продукции |
29. Выполнение показателя по энергосбережению. |
Показатель энергосбережения |
30. Проведение оптимизации численности ИТР и вспомогательных рабочих. |
Численность работников предприятия |
Построим практическое дерево целей, исходя из четырёх уровней организационной структуры управления предприятием (рис.1).
Рис. 1. Практическое (до оптимизации) дерево целей СП ОАО «Спартак».
Из построенного дерева целей видно, что 15,7 цели являются эквивалентными. Поэтому их можно исключить.
Таким образом, конечная модель дерева целей СП ОАО «Спартак» выглядит следующим образом (рис.2):
Практическое оптимизированное дерево целей СП ОАО «Спартак
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.