САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет прикладной психологии
на заседании кафедры
психологии здоровья
протокол № __ от «____»_______________2006г.
Зав. кафедрой профессор Никифоров Г.С.
_________________________ УТВЕРЖДАЮ
подпись Декан факультета
_________________________ профессор Никифоров Г.С. дата _________________________
подпись
_________________________
дата
«ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ»
вузовского компонента цикла ОПД
по специальности 020400 «Психология»
по направлению 521000 «Психология»
Разработчик – д.псих.н., профессор Никифоров Г.С.
к.псих.н., доцент Дудченко З.Ф
ст.препод. Анисимов А.И.
2006г.
1. Рабочая программа учебной дисциплины
Программа дисциплины «Психология здоровья» вузовского компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 020400 «Психология», по направлению 521000 «Психология».
1. Цель курса.
Формирование у студентов представлений о психологии здоровья как новой отрасли человекознания.
2. Задачи курса.
- Изложить теоретико-методологических основы психологии здоровья
- Раскрыть базовые понятия психологии здоровья
- Формировать у студентов знания и умения в решении практических вопросов обеспечения психического здоровья человека
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Курс следует рассматривать как один из обязательных в системе общеобразовательной подготовки специалистов-психологов. Он востребован все возрастающей необходимостью участия практических психологов в обеспечении психического здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути.
4. Требования к уровню освоения знаний.
В результате изучения курса студенты должны:
- Теоретические и методологические основы психологии здоровья
- Современные концепции здоровья, здорового образа жизни
- Ведения научно-исследовательской работы в данном направлении
Уметь
- Оказывать практическую помощь людям разного возраста по формированию и укреплению их психического здоровья
Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Форма обучения |
Очная, |
Общая трудоемкость дисциплины |
36 |
Количество аудиторных часов |
16 |
Из них - лекций |
12 |
-семинарских занятий |
4 |
Самостоятельная работа студента |
20 |
Форма промежуточного контроля знаний |
тестирование |
Форма итогового контроля знаний |
зачет |
специалитет |
|||
аудиторные |
Самост. работа |
||
Лекции |
Практ., семинары |
||
Введение в дисциплину |
1 |
||
Модуль 1. Психология здоровья — новое научное направление |
|||
1.1 Науки о здоровье |
1 |
1 |
|
1.2Психология здоровья как научное направление |
1 |
1 |
|
Модуль 2. Понятие о здоровье |
|||
2.1 Здоровье как системное понятие |
1 |
1 |
2 |
2.2 Критерии здоровья |
1 |
1 |
|
Модуль 3. Здоровый образ жизни |
|||
3.1 Концепция здорового образа жизни |
1 |
1 |
2 |
3.2 Факторы здорового образа жизни |
1 |
2 |
|
Модуль 4. Здоровая личность |
|||
4.1 Концепции здоровой личности |
1 |
1 |
2 |
4.2 Психолого-социальные факторы здоровья личности |
1 |
||
Модуль 5. Психология профессионального здоровья |
|||
5.1 Проблема профессионального здоровья |
1 |
2 |
|
5.2 Концепция профессионального здоровья |
1 |
1 |
|
Модуль 6. Психология долголетия |
|||
6.1 Психология старения |
1 |
1 |
|
6.2. Психолого-социальные факторы долголетия |
1 |
1 |
|
Итоговая иттестация по дисциплине |
2 |
2 |
|
Всего |
12 |
4 |
20 |
Модуль 1. Психология здоровья — новое научное направление
Тема 1.1Науки о здоровье
Эволюция проблем здоровья в медицине. Развитие и становление клинической медицины, гигиены, санологии и валеологии. Особенности рассмотрения проблемы здоровья в контексте данных наук. Основные признаки наук о здоровье: объект и предмет исследования, методы диагностики. Медицинская и биомедицинская модели здоровья и болезни. Индивидуальное и общественное здоровье, показатели.
Состояние здоровья на современном этапе: рождаемость, смертность, постарение населения, средняя продолжительность жизни. Состояние психического и физического здоровья населения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Тема 1.2 Психология здоровья как научное направление
История становления и современное состояние психологии здоровья. Психосоматическое и бихевиоральное направление в медицине. Определение психологии здоровья, ее предмет, объект и задачи исследования. Биопсихосоциальная модель здоровья и болезни.
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры. Роль российских ученых в развитии профилактического направления в медицине. Основные проблемы психологии здоровья в контексте жизненного пути человека. Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками и психологическими дисциплинами. Перспективы развития психологии здоровья.
Модуль 2. Понятие о здоровье
Тема 2.1 Здоровье как системное понятие
Значимость здоровья для человека. Анализ известных подходов к определению здоровья: нозоцентрический, нормоцентрический, динамический, адаптационный, социоцентрический, холистический. Идея системности в толковании понятия здоровья. Уровни рассмотрения здоровья и их взаимосвязь. Психологические факторы здоровья: независимые, передающие, мотиваторы.
Сущность физического здоровья: определение, факторы, адаптационные резервы организма. Сущность психического и психологического здоровья. Сущность социального здоровья: определение, понятие «здоровое общество».
Тема 2.2 Критерии здоровья
Анализ состояния вопроса о критериях оценки и самооценки здоровья: моно- и поликритериальный подходы. Классификация критериев психического и социального здоровья. Результаты исследований представленных моделей о критериях здоровья у лиц разного возраста и разных профессий.
Концепция «количества здоровья» (Н.М.Амосов). Механизмы болезней и здоровья.
Методики (тесты) оценки и самооценки психического и социального здоровья. Тенденции в здоровье мужчин и женщин. Пол и гендер. Гендерные различия в самооценке психического и социального здоровья.
Модуль 3. Здоровый образ жизни
Тема 3.1 Концепция здорового образа жизни
Образ жизни: определение, структура образа жизни. Медицинская активность как вид деятельности человека. Основные категории образа жизни: уровень жизни, стиль жизни, качество жизни и уклад. Влияние образа жизни на здоровье.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ): определение, история становления, социальные условия, мотивация. Отношение к здоровью: концепция «психология отношения»; факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью; психологические и социальные причины его неадекватного формирования. Внутренняя картина здоровья.
Формирование ЗОЖ, модели обучения здоровому образу жизни.
Тема 3.2 Факторы здорового образа жизни
Концепция факторов риска здоровья (Ю.П. Лисицын). Вклад факторов риска в развитие заболеваемости, общей смертности. Структура факторов здорового образа жизни.
Отказ от курения, злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков, рациональное питание, достаточность сна, оптимальная двигательная активность, рациональный режим труда и отдыха, адекватное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.