Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Психологии здоровья»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет прикладной психологии

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры

психологии здоровья

протокол № __ от «____»_______________2006г.

Зав. кафедрой профессор Никифоров Г.С.

_________________________                                           УТВЕРЖДАЮ

             подпись                                                            Декан факультета

_________________________                                     профессор Никифоров Г.С.                 дата                                                               _________________________

                                                                               подпись

_________________________

                                                                                                       дата

УМК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ»

вузовского компонента цикла ОПД

по специальности 020400 «Психология»

  по направлению 521000 «Психология»

Разработчик – д.псих.н., профессор Никифоров Г.С.

                         к.псих.н., доцент Дудченко З.Ф

                         ст.препод. Анисимов А.И.

Санкт-Петербург

2006г.


РАЗДЕЛ 1

1.  Рабочая программа учебной дисциплины

Организационно-методический раздел

     Программа дисциплины «Психология здоровья» вузовского компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 020400 «Психология», по направлению 521000 «Психология».

1.  Цель курса.

Формирование у студентов представлений о психологии здоровья как новой отрасли человекознания.

2.  Задачи курса.

-  Изложить теоретико-методологических основы психологии здоровья

-  Раскрыть базовые понятия психологии здоровья

-  Формировать у студентов знания и умения в решении практических вопросов обеспечения психического здоровья человека

3.  Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс следует рассматривать как один из обязательных в системе общеобразовательной подготовки специалистов-психологов. Он востребован все возрастающей необходимостью участия практических психологов в обеспечении психического здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути.

4.  Требования к уровню освоения знаний.

     В результате изучения курса студенты должны:

Знать

-  Теоретические и методологические основы психологии здоровья

-  Современные концепции здоровья, здорового образа жизни

Овладеть навыком

-  Ведения научно-исследовательской работы в данном направлении

Уметь

-  Оказывать практическую помощь людям разного возраста по формированию и укреплению их психического здоровья

Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Форма обучения

Очная,

Общая трудоемкость дисциплины

36

Количество аудиторных часов

16

Из них - лекций

12

-семинарских занятий

4

Самостоятельная работа студента

20

Форма промежуточного контроля знаний

тестирование

Форма итогового контроля знаний

зачет

Учебно-тематический план дисциплины

специалитет

аудиторные

Самост. работа

Лекции

Практ., семинары

Введение в дисциплину

1

Модуль 1. Психология здоровья — новое научное направление

1.1 Науки о здоровье

1

1

1.2Психология здоровья как научное направление

1

1

Модуль 2. Понятие о здоровье

2.1 Здоровье как системное понятие

1

 1

2

2.2 Критерии здоровья

1

1

Модуль 3. Здоровый образ жизни

3.1 Концепция здорового образа жизни

1

 1

2

3.2 Факторы здорового образа жизни

1

2

Модуль 4. Здоровая личность

4.1 Концепции здоровой личности

1

 1

2

4.2 Психолого-социальные факторы здоровья личности

1

Модуль 5. Психология профессионального здоровья

5.1 Проблема профессионального здоровья

1

2

5.2 Концепция профессионального здоровья

1

1

Модуль 6. Психология долголетия

6.1 Психология старения

1

1

6.2. Психолого-социальные факторы долголетия

1

1

Итоговая иттестация по дисциплине

2

2

Всего

12

4

20

Содержание дисциплины

Модуль 1. Психология здоровья — новое научное направление

Тема 1.1Науки о здоровье

Эволюция проблем здоровья в медицине. Развитие и становление клинической медицины, гигиены, санологии и валеологии. Особенности рассмотрения проблемы здоровья в контексте данных наук. Основные признаки наук о здоровье: объект и предмет исследования, методы диагностики. Медицинская и биомедицинская модели здоровья и болезни. Индивидуальное и общественное здоровье, показатели.

Состояние здоровья на современном этапе: рождаемость, смертность, постарение населения, средняя продолжительность жизни. Состояние психического и физического здоровья населения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Тема 1.2 Психология здоровья как научное направление

История становления и современное состояние психологии здоровья. Психосоматическое и бихевиоральное направление в медицине. Определение психологии здоровья, ее предмет, объект и задачи исследования. Биопсихосоциальная модель здоровья и болезни.

Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры. Роль российских ученых в развитии профилактического направления в медицине. Основные проблемы психологии здоровья в контексте жизненного пути человека. Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками и психологическими дисциплинами. Перспективы развития психологии здоровья.

Модуль 2. Понятие о здоровье

Тема 2.1 Здоровье как системное понятие

Значимость здоровья для человека. Анализ известных подходов к определению здоровья: нозоцентрический, нормоцентрический, динамический, адаптационный, социоцентрический, холистический. Идея системности в толковании понятия здоровья. Уровни рассмотрения здоровья и их взаимосвязь. Психологические факторы здоровья: независимые, передающие, мотиваторы.

Сущность физического здоровья: определение, факторы, адаптационные резервы организма. Сущность психического и психологического здоровья. Сущность социального здоровья: определение, понятие «здоровое общество».

Тема 2.2 Критерии здоровья

Анализ состояния вопроса о критериях оценки и самооценки здоровья: моно- и поликритериальный подходы. Классификация критериев психического и социального здоровья. Результаты исследований представленных моделей о критериях здоровья у лиц разного возраста и разных профессий.

Концепция «количества здоровья» (Н.М.Амосов). Механизмы болезней и здоровья.

Методики (тесты) оценки и самооценки психического и социального здоровья. Тенденции в здоровье мужчин и женщин. Пол и гендер. Гендерные различия в самооценке психического и социального здоровья.

Модуль 3. Здоровый образ жизни

Тема 3.1 Концепция здорового образа жизни

Образ жизни: определение, структура образа жизни. Медицинская активность как вид деятельности человека. Основные категории образа жизни: уровень жизни, стиль жизни, качество жизни  и уклад. Влияние образа жизни на здоровье.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ): определение, история становления, социальные условия, мотивация. Отношение к здоровью: концепция «психология отношения»; факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью; психологические и социальные причины его неадекватного формирования. Внутренняя картина здоровья.

Формирование ЗОЖ, модели обучения здоровому образу жизни.

Тема 3.2 Факторы здорового образа жизни

Концепция факторов риска здоровья (Ю.П. Лисицын). Вклад факторов риска в развитие заболеваемости, общей смертности. Структура факторов здорового образа жизни.

Отказ от курения, злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков, рациональное питание, достаточность сна, оптимальная двигательная активность, рациональный режим труда и отдыха, адекватное

Похожие материалы

Информация о работе