Реконструкция производственного цеха "Втормет" в г. Гомеле, страница 24

К1МГП,

где К1 – коэффициент грузовой устойчивости, принимаемый наличии дополнительных нагрузок (ветра, инерционных сил) и влияния наибольшего допускаемого уклона пути — 1,15; МГ — момент, создаваемый рабочим гру­зом относительно ребра опрокидывания, Нм; МП — момент всех прочих (основных и дополнительных) нагрузок действующих на кран относительно того же ребра с учетом наибольшего допускаемого уклона пути, Нм.

Грузовой момент

MГ = Q(a-b),

где Q – вес наибольшего рабочего груза, Н; а — расстояние от оси вращения крана до центра тяжести наибольшего рабочего груза, подвешенного к крюку, при установке крана на горизонтальной плоскости, м; b — расстояние от оси вращения до ребра опрокидывания, м.

a=6 м

b=1,5 м

Q=32,4 кН

MГ = 32,4(6-1,5)=145,8 кНм,

Удерживающий момент, возникающий от действия основных и дополнительных нагрузок:

MП=M`В—МУ—МЦ.С–МИ–МВ,

 где M`В — восстанавливающий момент от действия собственного веса крана:

M`В = G(b + c)cosa,

где G — вес крана, Н; с — расстояние от оси вращения крана до его центра тяжести, м; a — угол наклона пути крана, град (для передвижных стреловых кранов, а также кранов-экскаваторов a=3° — при работе без выносных опор;

G=1350 кН

с=0,5 м

M`В =1350(1,5 +0,5)cos3°=2696 кНм,

Рисунок 1. Расчетная схема устойчивости самоходного крана:

а) с грузом, б) без груза

 МУ — момент, возникающий от действия собственного веса крана при уклоне пути:

МУ = Gh1sina,

где h1 — расстояние от центра тяжести крана до плоскости, проходящей через точки опорного контура, м;

h1=3,3 м

МУ = 1350 3,3 sin3°=233,16 кНм,

МЦ.С — момент от действия центробежных сил:

МЦ.С = Qn2ah/(900—n2H),

где n — частота вращения крана вокруг вертикальной оси, мин-1; h — расстоя­ние от оголовка стрелы до плоскости, проходящей через точки опорного кон­тура, м; Н — расстояние от оголовка стрелы до центра тяжести подвешенного груза (при проверке на устойчивость груз приподнимают над землей на 20... 30 см);

h=18 м

n=0,5 мин-1

Н=17,7 м

МЦ.С =1350 0,52 6 18/(900—0,52 17,7)=2,26 кНм,

МИ — момент от силы инерции при торможении опускающегося груза:

МИ =Qn(a-b)/gt.

здесь n — скорость подъема груза (при наличии свободного опускания груза расчетную скорость принимают равной 1,5 м/с), м/с; g — ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2; t— время неустановившегося режима работы меха­низма подъема (время торможения груза), с;

n=1,5 м/с

t=30 c

МИ =1350 1.5(6-1,5)/9,81 30=30,96 кНм.

МВ — ветровой момент:

МВ = MB.K+MB=Wr+W1r1

здесь MB.K — момент от действия ветровой нагрузки на подвешенный груз; W — ветровая нагрузка, действующая параллельно плоскости, на которой установлен кран, на наветренную площадь крана, Па; W1 — ветровая нагрузка, действующая параллельно плоскости, на которой установлен кран, на навет­ренную площадь груза, Па; r = h, и r1=h1 — расстояния от плоскости, прохо­дящей через точки опорного контура, до центра приложения ветровой на­грузки, м.

Давление ветра на кран

W=qcнF, _

где F — наветренная поверхность крана, м2; qсн —статическая составляющая ветровой нагрузки. Н/м2; qсн=qOKC

где qO — скоростной напор, принимаемый в зависимости от района строитель­ства.

Наветренная поверхность крана F определяется площадью, огра­ниченной контуром крана F', и степенью заполнения этой площади элементами решетки а:

F=F1a

где a — коэффициент заполнения, для ре­шетчатых конструкций a=0,3.

Наветренную площадь груза определяют по действительной пло­щади наибольших грузов, поднимаемых краном.

W=270 1,25 70,6 0,3=7,15 кН,

W=270 1,25 10,8=3,645 кН

МВ =7,15 3,5+3,645 18=90,635кНм

MП=2696—233,16—2,26–30,96–90,635=2338,985 кНм

К1МГ=1,15 145,8=167,67 кНм << МП=2338.985 кНм,

Грузовая устойчивость крана обеспечена

Устойчивость передвижных стреловых кранов без груза опреде­ляется уравнением собственной устойчивости:

k2М0 < МУ,

где k2 — коэффициент собственной устойчивости; М0 — момент, создаваемый ветровой нагрузкой, Hм; МУ — момент, возникающий от действия собственно­го веса крана при уклоне пути, Hм.

Коэффициент собственной устойчивости, т. е. коэффициент устой­чивости без рабочего груза, в сторону, противоположную стреле,

k2 = G[(bc)cosah1sina]/(W2r2) ≥ 1,15,