Программа учебной дисциплины "Историческая психология" (Содержание дисциплины. Семинарские занятия. Перечень вопросов к итоговому контролю знаний)

Страницы работы

Содержание работы

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет прикладной психологии

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры

______________________________________

Протокол № ____ от «____» ______________2003 г.

Зав. кафедрой________________________________

                                                            подпись                        Ф.И.О.

______________________

                                        дата

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

                                                                                    ___________________________________

                                                                                                                                                                подпись                                            Ф.И.О.

                                                                                    ___________________

                                                                                                                                                                дата

ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление 521000 «Психология»

Специальность 02400 «Психология»

Разработчик - кандидат психологических наук, доцент Свешникова Н.О.

Рецензент - _______________________________________________

Санкт-Петербург

2003 г.


ЦЕЛЬ КУРСА

Основной целью курса «Историческая психология» является получение знаний о теоретических и методических проблемах исторической психологии как научной дисциплины, формирование и развитие у студентов навыков творческого мышления, способностей к психологическому анализу исторических, социальных и политических событий, развитие навыков и умений  интерпретации исторического поведения, историко-психологического анализа личности.

ЗАДАЧИ КУРСА

-  продемонстрировать значение психологического знания при исследовании исторического процесса;

-  сформировать у студентов системное представление о развитии современной цивилизации;

-  раскрыть суть и роль глобализационных процессов на современном историческом этапе;

-  расширить круг понятий и закономерностей для объяснения особенностей различных истоирических периодов;

-  раскрыть историко-психологические механизмы социализации и индивидуализации личности;

-  дать представление о психологии масс и причинах изменения массового сознания в различные исторические периоды;

-  сформировать способность к объективному анализу сложных социальных процессов, идущих в России и за рубежом.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ

Курс «Историческая психология»  является дисциплин психологического цикла. Он лежит на стыке психологии (общей, социальной, этнической, политической), истории, социологии, социальной философии, политологии, культурологии, и естественным образом оперирует частью их законов, идей и представлений. Курс знакомит студентов с теоретическим и методологическими основами историко-психологического подхода к изучению общества.; обучает умению анализировать информацию из различных исторических источников;  раскрывает методические особенности  историко-психологического исследования.

ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ КУРСА ЗНАНИЙ

            В результате изучения данной дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ основные этапы становления исторической психологии как научной отрасли, важнейшие школы, направления, методологические принципы психологических исследований в рамках исторической психологии, сложившиеся представления, выявленные категории и законы;

УМЕТЬ объяснять исторический процесс с точки зрения психологических законов, применять  психологические знания при описании причин массовых действий, изменения сознания людей в определенные исторические промежутки, раскрывать причины изменения поведения  исторической личности, анализировать информацию о социальных, политических, экономических процессах, идущих в России и за рубежом, применяя психологические закономерности развития личности, индивидуальности, массовидных явлений;   ясно выражать и обосновывать свою точку зрения по указанным темам;

Понимать особенности психологических механизмов исторической социализации и раскрывать закономерности формирования исторического своеобразия личности.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение. Развитие научных воззрений на предмет и объект исторической психологии.

      Проблема роли и места человека в историческом процессе. История и психология. Первые психоисторические исследования. Этапы развития исторической психологии. Психология народов, психология толпы, психологические истоки нацизма (В.Вундт, М.Лацарус, Тард, В.М. Бехтерев, К.Левин и др.), исторический подход к психологическому изучению личности (Л. Леви-Брюль). Особенности развития исторической психологии за рубежом и в России.

      Антропоцентрический и гуманитарный подходы к истории в исторической психологии.

       Предмет и объект исторической психологии. Методологические принципы исторической психологии.

       Современное состояние исторической психологии. Проблемы глобализации с позиций исторической психологии.

Тема 2. Личность и исторический процесс.

       Личность как объект исторической психологии. Социализация личности и историческая эпоха. Историческое своеобразие личности. Формирование личности в исторической ситуации. Личность как исторический деятель.

Похожие материалы

Информация о работе