САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании кафедры
______________________________________
Протокол № ____ от «____» ______________2003 г.
Зав. кафедрой________________________________
подпись Ф.И.О.
______________________
дата
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
___________________________________
подпись Ф.И.О.
___________________
дата
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление 521000 «Психология»
Специальность 02400 «Психология»
Разработчик - кандидат психологических наук, доцент Свешникова Н.О.
Рецензент - _______________________________________________
Санкт-Петербург
2003 г.
ЦЕЛЬ КУРСА
Основной целью курса «Историческая психология» является получение знаний о теоретических и методических проблемах исторической психологии как научной дисциплины, формирование и развитие у студентов навыков творческого мышления, способностей к психологическому анализу исторических, социальных и политических событий, развитие навыков и умений интерпретации исторического поведения, историко-психологического анализа личности.
ЗАДАЧИ КУРСА
- продемонстрировать значение психологического знания при исследовании исторического процесса;
- сформировать у студентов системное представление о развитии современной цивилизации;
- раскрыть суть и роль глобализационных процессов на современном историческом этапе;
- расширить круг понятий и закономерностей для объяснения особенностей различных истоирических периодов;
- раскрыть историко-психологические механизмы социализации и индивидуализации личности;
- дать представление о психологии масс и причинах изменения массового сознания в различные исторические периоды;
- сформировать способность к объективному анализу сложных социальных процессов, идущих в России и за рубежом.
МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ
Курс «Историческая психология» является дисциплин психологического цикла. Он лежит на стыке психологии (общей, социальной, этнической, политической), истории, социологии, социальной философии, политологии, культурологии, и естественным образом оперирует частью их законов, идей и представлений. Курс знакомит студентов с теоретическим и методологическими основами историко-психологического подхода к изучению общества.; обучает умению анализировать информацию из различных исторических источников; раскрывает методические особенности историко-психологического исследования.
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ КУРСА ЗНАНИЙ
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ основные этапы становления исторической психологии как научной отрасли, важнейшие школы, направления, методологические принципы психологических исследований в рамках исторической психологии, сложившиеся представления, выявленные категории и законы;
УМЕТЬ объяснять исторический процесс с точки зрения психологических законов, применять психологические знания при описании причин массовых действий, изменения сознания людей в определенные исторические промежутки, раскрывать причины изменения поведения исторической личности, анализировать информацию о социальных, политических, экономических процессах, идущих в России и за рубежом, применяя психологические закономерности развития личности, индивидуальности, массовидных явлений; ясно выражать и обосновывать свою точку зрения по указанным темам;
Понимать особенности психологических механизмов исторической социализации и раскрывать закономерности формирования исторического своеобразия личности.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение. Развитие научных воззрений на предмет и объект исторической психологии.
Проблема роли и места человека в историческом процессе. История и психология. Первые психоисторические исследования. Этапы развития исторической психологии. Психология народов, психология толпы, психологические истоки нацизма (В.Вундт, М.Лацарус, Тард, В.М. Бехтерев, К.Левин и др.), исторический подход к психологическому изучению личности (Л. Леви-Брюль). Особенности развития исторической психологии за рубежом и в России.
Антропоцентрический и гуманитарный подходы к истории в исторической психологии.
Предмет и объект исторической психологии. Методологические принципы исторической психологии.
Современное состояние исторической психологии. Проблемы глобализации с позиций исторической психологии.
Тема 2. Личность и исторический процесс.
Личность как объект исторической психологии. Социализация личности и историческая эпоха. Историческое своеобразие личности. Формирование личности в исторической ситуации. Личность как исторический деятель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.