Методика Смекала-Кучеры для оценки типа профессиональной направленности личности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Предлагаемый испытуемым опросник состоит из 30 неоконченных утверждений. Для каждого утверждения в ответной части опросника приведены 3 варианта окончаний (обозначенных буквами «а», «б», «в»). Испытуемый осуществляет вынужденный вы­бор из трех альтернатив, указывая те варианты ответа, которые больше всего и меньше всего соответствуют его мнению. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удов­летворения и вознаграждения он предпочитает. Обработка производится по ключу.

Инструкция

Вам предлагается ответить на 29 вопросов. В каждом вопросе имеется 3 варианта ответа, обозначенных буквами «а», «б», «в». Отвечая на каждый вопрос, вначале выбе­рите тот вариант ответа, который в большей мере отражает вашу точку зрения, указав соответствующую букву в графе «Больше всего». После этого выберите вариант ответа, который в меньшей мере соответствует вашему мнению, указав соответствующую бук­ву в графе «Меньше всего».

Для ответа на каждый вопрос используйте только две буквы. Оставшийся вариант ответа нигде не фиксируйте. Будьте внимательны при регистрации ответов. Если в про­цессе работы у вас возникнут вопросы, поднимите руку, к вам подойдут и помогут.

После ответов на вопросы эксперт дает команду о начале работы.

Текст опросника

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

а) оценка работы;

б) сознание того, что работа выполнена хорошо;

в) сознание, что находишься среди друзей.

1. Если бы я играл в футбол, то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход;

б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою
точку зрения.

3. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;

б) вызывают у всех дух соревнования;

в) производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интере-
сует.

4. Я рад, когда мои друзья:

а) помогают другим, когда для этого представляется случай;

              б) всегда верны и надежны

              в) интеллигентны и у них широкие интересы.

5. Лучшими друзьями считаю тех:

а) с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

б) которые могут больше, чем я;

в) на которых можно надеяться.

6. Я хотел бы быть известным, как те:

а) кто добился жизненного успеха;

б) кто может сильно любить;

в) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.

7. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

а) научным работником;

б) руководителем предприятия;

в) опытным летчиком.

8. Когда я был ребенком, я любил:

а) игры с друзьями;

б) успехи в делах;

в) когда меня хвалили.

9. Больше всего мне не нравится, когда я:

а) встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

б) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

в) когда меня критикует мой начальник.

10.           Основная роль школ должна была бы заключаться в:

а) подготовке учеников к работе по специальности;

б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

в) воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с
людьми.

11.           Мне не нравятся коллективы, в которых:
а) недемократическая система;

б. человек теряет индивидуальность в общей массе; в) невозможно проявление собственной инициативы.

12.           Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

а) для общения с друзьями;

б) для любимых дел и самообразования;

в) для отдыха.

13.           Мне кажется, что я способен на многое, когда:

а) работаю с симпатичными людьми;

б) моя работа меня удовлетворяет;

в) мои усилия достаточно вознаграждены.

14.           Я люблю, когда:

а) другие ценят меня;

б) чувствую удовлетворение от выполненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15.           Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

а) отметили дело, которым занимаюсь;

б) похвалили за работу;

в) сообщили о товарищах.

16. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

а) имел ко мне индивидуальный подход;

б) стимулировал меня на более интенсивный труд;

в) вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

17. Нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неуспех при выполнении важной задачи;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) личный успех;

б) общую работу;

в) практические результаты.

19. Очень мало людей:

а) действительно радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) выполняют работу по-настоящему хорошо.

20. Я не переношу:

а) ссоры и споры;

б) отметание всего нового;

в) людей, ставящих себя выше других.

21. Я хотел бы:

а) чтобы окружающие считали меня своим другом;

б) помогать другим в общем деле;

в) вызывать восхищение других.

22. Я люблю начальство, когда оно:

а) требовательно;

б) пользуется авторитетом;

в) доступно.

23. На работе я хотел бы:

а) чтобы решение принималось коллективно;

б) самостоятельно работать над решением задач;

в) чтобы начальник признавал мои достоинства.

24. Я хотел бы прочитать книгу:

а) об искусстве хорошо уживаться с людьми;

б) о жизни известного человека;

в) типа «Сделай сам».

25. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

а) дирижером;

б) солистом;

в) композитором.

26. В свободное время я предпочитаю:

а) смотреть фильмы или читать книги;

б) общаться с друзьями;

в) сделать что-нибудь по хозяйству.

27.   Если бы я был наставником школьников, я бы с удовольствием:
а) выдумал интересный конкурс;

б) сам участвовал в конкурсе;

в) организовал конкурс и руководил им.

28. Я иногда занимаюсь спортом, потому что:

а) это доставляет мне удовольствие;

б) хочу быть сильным и выносливым;

в) это позволяет интересно проводить время с друзьями.

29. Человек должен вести себя так, чтобы:

а) другие были довольны им;

б) выполнить прежде всего свою задачу;

в) не нужно было его укорять за работу.

Обработка и интерпретация результатов

Результаты обследования оцениваются по трем шкалам, отражающим направлен­ность личности: на себя (НС), на взаимодействие (ВД) и на дело (НД). Значения по шка­лам находят с помощью «ключа», сопоставляя указанную в «ключе» букву («а», «б» или «в») с ее местоположением в графах регистрационного бланка. Если буква «ключа» занесена в графу «Больше всего», то ответ оценивается в 3 балла по данной шкале, если в графу «Меньше всего» — то в 1 балл. В 2 балла оценивается ответ тогда, когда буква «ключа» отсутствует в регистрационном бланке. Последующим суммированием бал­лов находят первичные значения по шкалам.

Описание шкал:

1.


Направленность на себя — ориентация на прямое вознаграждение, удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2.Направленность на общение — стремление в любых условиях поддерживать

Похожие материалы

Информация о работе