Основы клинической психологии: Учебно-методическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

только о локализации боли и ее интенсивности, но и о некоторых особенностях личности, эмоционального состояния.

Данная методика может использоваться как диагностическая процедура с одной стороны, для того чтобы дать более четкую картину представлений и эмоционального отношения ребенка к боли, и как метод психологической коррекции – с другой.

«Короткий опросник боли» (КОБ).

          Данная методика представляет собой перевод дискриптов Мак-Гилловского опросника MPQ, она сокращена, усовершенствована и адаптирована в исследованиях Р.  Саргаутите (1990). Методика представляет собой описание 13 качественных характеристик болевых ощущений, напротив каждой имеется шкала количественной оценки интенсивности боли. Испытуемые помечают ту характеристику боли и ее интенсивность, которая лучше всего характеризует их болевое ощущение.

Моя боль:                                Нет                                                        Очень сильная

ОСТРАЯ                                   !_____________!____________!___________!     

                                                   0                         1                        2                      3

ЖГУЧАЯ                                 !_____________!____________!___________!

                                                   0                         1                        2                      3

КОЛЮЩАЯ                            !_____________!____________!___________!

                                                    0                        1                        2                       3

ВЫЗЫВАЮШАЯ

БЕСПОКОЙСТВО                 !_____________!____________!___________!

                                                    0                        1                        2                       3

НОЮЩАЯ                               !_____________!____________!___________!

                                                    0                         1                       2                      3

НЕ ДАЮЩАЯ

УСНУТЬ                                   !_____________!____________!___________!

                                                    0                         1                       2                       3

НЕПРИЯТНАЯ                       !_____________!____________!___________!

                                                    0                         1                       2                       3

СКОВЫВАЮЩАЯ                !_____________!____________!___________!

                                                    0                         1                       2                       3

ВЫЗЫВАЮЩАЯ

ОНЕМЕНИЕ                            !_____________!____________!___________!

                                                    0                         1                       2                       3

ИЗНУРЯЮЩАЯ                     !_____________!____________!___________!

                                                    0                         1                       2                        3

ЗАСТАВЛЯЮЩАЯ

МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ      !_____________!____________!___________!

                                                    0                          1                      2                       3

ТУПАЯ                                      !_____________!____________!___________!

                                                    0                         1                        2                       3

СОЧЕТАЕТСЯ С

ЖАРОМ, ХОЛОДОМ,

ЧУВСТВОМ ТЯЖЕСТИ       !_____________!____________!___________!

                                                    0                         1                         2                      3

?------------------------------          !_____________!____________!___________!

                                                    0                         1                        2                       3

Литература:

1.  Брум А, Джеллико Х.. Как жить с вашей болью.  -  М.: педагогика – Пресс, 1995

2.  Вахрушева И. А. Отношение к болезни у подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта: Дисс. … канд. психол.наук СПбГУ – СПб, 2004

3.  Кассиль Г.Н.  Наука о боли. -  М., 1975

4.  Клиническая психология, под ред. Карвасарского Б. Д. – СПб, «Питер», 2002

5.  Мелзак Р. Загадка боли – М., 1981

6.  Саргаутите Р. Исследование психологических особенностей восприятия боли при ревматоидном артрите: Дисс. … канд. мед.наук СПб НИИ им. В.М. Бехтерева. – СПб., 1994

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

          Патопсихология ― раздел клинической психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Оперирует  психологическими понятиями.

Необходимо различать патопсихологию и психопатологию.

Психопатология ― клиническая наука (раздел клинической психиатрии), занимающаяся описанием признаков психического заболевания в течение болезни, в динамике. Оперирует медицинскими клиническими терминами (этиология, патогенез, симптом, синдром).

Задачи патопсихологии:

1.  Получение данных для патогенетической и дифференциальной диагностики

2.  Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией – оценка эффективности лечебного процесса

3.  Участие в экспертной работе (военная, медико-социальная, судебная, психолого-медико-педагогическая экспертиза)

4.  Участие в реабилитационной работе

5.  Исследование недостаточно изученных психических заболеваний

Нарушения психических процессов у больных

Нарушения ощущений

Анестезия ― утрата способности ощущать различные виды раздражений.

Гипостезия ― снижение способности ощущать различные виды раздражений.

Гиперестезия― повышение способности ощущать различные виды раздражений.

Парестезии― неприятные ощущения онемения, покалывания, жжения, стягивания кожи, ползания насекомых.

Сенестопатии ― постоянные неприятные ощущения «внутри тела» неопределенного характера и без точной локализации: «чувство шевеления, переваливания и перекатывания», «постоянные дребезжащие боли», «в ноге надуваются, передвигаются и лопаются пузырьки с газом»…

Нарушения восприятия

 


ИЛЛЮЗИИ                                                                              ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

ИЛЛЮЗИИ - неправильное, искаженное восприятие предметов и явлений

 


Нарушения сенсорного синтеза


    ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ                                                   ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

 


Искаженное восприятие                                              Искаженное   восприятие

окружающего мира                                                        собственной личности                                                               

Микропсия (макропсия)                                                        Расстройство

«Дэжа вю» («Жамэ вю»)                                                        «схемы тела»

Нарушение восприятия                                                            «Раздвоение личности»        времени                                                                                    «Отчуждение Я»


ГАЛЛЮЦИНАЦИИ - ложное (мнимое) восприятие, возникающее без реального объекта, сопровождающееся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

 


ИСТИННЫЕ                                               ЛОЖНЫЕ

                                                                 (ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИИ)

― Образы четкие, ясные,                             ―  Субъективное переживание         

больной уверен в действительном              нереальности галлюцинаторных

существовании этих образов                                            образов

― Проекция галлюцинаторных                 ―  Проекция образов внутрь тела

Похожие материалы

Информация о работе