Впервые положение о континентальном шельфе было закреплено в Женевской конвенции о континентальном шельфе 1958 г. Более полно этот вопрос раскрыт в конвенции ООН 1982 года.
Природные ресурсы исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа относятся к общегосударственному значению. Правила лова, добычи и использования рыбных и других водных живых ресурсов иностранными юридическими и физическими лицами установлен Постановлением кабинета Министров Украины от 13 августа 1999 года «Порядок и условия использования рыбных и других водных живых ресурсов». Использование природных ресурсов осуществляется на основании специальных разрешений, выдаваемых Министерством охраны окружающей природной среды. Разрешение на использование ресурсов за пределами территориального моря на континентальном шельфе согласовывается с органами пограничной службы, рыбного хозяйства, безопасности судоходства, Минприроды.
Порядок охраны суверенных прав Украины утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июня 1996 года.
Рекомендуемая литература:
Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины»
Закон Украины «О государственной границе Украины»
Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июня 1996 года.
Постановлением кабинета Министров Украины от 13 августа 1999 года «Порядок и условия использования рыбных и других водных живых ресурсов»
Гетьман А.П., Шульга М.В. Экологическое право Украины. Учебное пособие, - Харьков.: Одиссей, - 2007г. – с.463
Шемякин О, Благодельский С. Международно-правовые основы режима континентального шельфа Украины // право Украины, -2002г. - №8. –С.158
Вопросы для самоконтроля:
1. Полномочия государственных органов при осуществлении контроля за
использованием исключительной (морской) экономической зоны и
континентального шельфа
2. Порядок и условия использования водных живых ресурсов
3. Порядок осуществления научных исследований в исключительной (морской)
экономической зоне
4. Порядок предоставления разрешения на использование природных ресурсов
в исключительной (морской) экономической зоне и на континентальном
шельфе.
1.8. Гражданско-правовая ответственность операторов ядерных судов. Ответственность за ущерб, причиненный во время перевозки ядерных материалов. Права и обязанности морского порта согласно кодексу торгового мореплавания Украины (УТМУ). Органы международного морского правосудия, порядок их формирования - 9 часов;
Атомная деятельность с позиции как международного, так и национального права представляет собой ту область отношений, в которой ответственность за вину тесно взаимодействует «за создание недопустимой ответственности». Возможен вариант, когда вина доказана, но ущерб так велик, что не имеет смысла доказывать вину, а необходимо доказывать причинную связь.
Наибольшую опасность представляют испытания ядерного оружия , но не меньшую опасность представляет деятельность, связанная с использованием ядерных судов и с захоронением отходов на дне океана. Реакторные установки на судах могут стать источником ионизирующего излучения, а при ненадлежащем хранении радиоактивных отходов, они становятся еще более опасными, чем их сброс в море.
Согласно конвенции СОЛАС-74 на каждом судне должно быть руководство по эксплуатации ядерной установки и свидетельство о безопасности ядерного судна. Отвечающее за установку государство – это государство в пределах которого находится эта установка, которая эксплуатирует или, по разрешению которой эксплуатируется ядерная установка.
Оператор не несет ответственности за ядерный ущерб, если он нанесен самой ядерной установкой. Суд может освободить оператора полностью или частично от ответственности, если он докажет, вину потерпевшего. Ответственность оператора ограничивается 500 мил. франков в отношении любого одного ядерного инцидента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.