Построение полноценной системы банковского регулирования

Страницы работы

Содержание работы

Вне зависимости от избранного подхода к преобразованиям, банков­ская реформа предполагает необхо­димость решения определенных вполне универсальных проблем, ипоэтому ее основныеэлементы мо­гут быть достаточно четко структу­рированы. Анализ позволяет выде­лить и определить следующие эле­ментыбанковской реформы: либера­лизацию, структурные реформы, ин­ституциональные преобразования (см. приложение).

Фундаментальнымдля банков­ской реформы, как впрочем и для рыночных преобразований вообще, является кардинальное изменение экономическойроли государства. Традиционный подход к реформиро­ванию банковской системы предпо­лагаетпереход к использованию косвенных инструментов денежно-кре­дитного регулирования, атакже от­каз государства от прямого оказания банковских услуги ограничениефункции правительства и централь­ного банка пруденциальнымрегули­рованием и банковским надзором. Однако, как мы помним, до реформы одноуровневая кредитно-финансо­вая система не предполагаланаличия таких институтов, как банковский надзор и регулирование, потому с началом реформ их необходимо бы­ло отстраивать практически с нуля.

Учитывая принципиальную важность названных институтов, начнем рассмотрение элементов бан­ковской реформы с институциональ­ных преобразований. Под последни­ми будем понимать комплекс мер, направленных на создание и приве­дение в действие экономических ин­ститутов и правил, обеспечивающих устойчивоеи безопасное функцио­нирование банковской системы. В том контексте следует определить совокупность институтов, обеспечи­вающих стабильность любой банков­ской системы. К ним относятся: сис­тема пруденциального регулирова­ния и надзора, механизм страхования депозитов, а также т.н. «система фи­нансовой устойчивости», формируе­мая денежными властями и подразу­мевающая наличие механизмов под­держания ликвидности и рефинанси­рования коммерческих банков. В различных странах эти институты могут отличаться в некоторых дета­лях, но при том остаются фундамен­тальными для устойчивостикредитно-финансовой системы.

Краеугольным камнем институциональных преобразований явля­ется внедрение системы пруденци­ального регулирования деятельности банков, которая во многом предопре­деляет масштаб и долгосрочность проблемы качества банковских акти­вов, а также степень доверия к банковским учреждениям. Речь идет о базовом наборе обязательных для банковтребований в отношении дос­таточности капитала, ликвидности, уровня кредитных и рыночных рис­ков, системы классификации акти­нов и резервирования против риско­вых активов, которые должны соответствовать международным стандартам и обеспечивать взвешенное ведение банковского бизнеса.

Действительно, с учетом про­блемы качества банковских активов и отсутствия должных навыков веде­ния банковского дела в большинстве стран с переходной экономикой, внедрениеобщепринятых стандартов достаточности банковского ка­питала, применение правил класси­фикации активов и резервирования против активов, подверженных кре­дитному риску, приобретают в пере­ходных экономиках особую важ­ность. Роль банковского капитала, служащего резервом на случай ухуд­шения качества активов, значитель­но повышается в переходных эконо­миках, где динамика стоимости акти­вов финансовых учреждений трудно определима и в полной мере зависит от фундаментальных изменений в системе хозяйствования. Таким об­разом, внедрение стандартов доста­точности капитала и обеспечение их выполнения являются основополага­ющими факторами для устойчивого развития банков в рассматриваемых экономиках. Сдругой стороны, даже значительный размер собственного капитала не может быть достаточ­ным условием устойчивости кредит­ного учреждения без адекватной сис­темы классификации банковских ак­тивов и резервирования против рис­ковых операций.

Говоря об адекватной системе классификации активов и резервиро­вания по ним мы подразумеваем, что в основу такой системы должен быть положен не только критерий со­вершения платежа по активу - т.е. актив классифицируется, и по нему создается соответствующий резерв, в случае, если платеж по нему просро­чен. В дополнение к указанному кри­терию, причем вне зависимости от того, является актив просроченным или точным, при классификации должна использоваться оценка спо­собности должника погасить задол­женность или уровень риска не воз­врата долга контрагентом. В против­ном случае при появлении проблем банки будут скрывать возникающие убыткипосредством неявной про­лонгации сроков соответствующих активов. При том основу системы классификации должны составлять четкие критерии при обязательности рецензирования против классифици­рованных активов При отсутствии названных элементов банковские посредники могут демонстрировать достаточность капитала и доходное веление бизнеса даже при фактичес­кой неплатежеспособности и убы­точности.

Большинство стран с переход­ной экономикой ввели также норма­тивы в части размера крупных рис­ков, максимального размера риска на одного заемщика, одного инсайдера,  одно физическое лицо, учитывая относительно низкий уровень бан­ковского менеджмента и управления активами, а также сохранившиеся тесные связи предприятий с государственными банками и широко рас­пространенное в бывших социалис­тических странах участие предприя­тий в собственности банков (или участие банков в собственности предприятий).

Однако при всей важности хо­рошо проработанных регулирую­щих правил банковской деятельнос­ти факт их наличия не гарантирует формирования действенного инсти­тута пруденциального регулирова­ния и устойчивой банковской систе­мы в новых рыночных экономиках. Реализация указанной задачи требу­ет адекватного надзора за деятель­ностью банковских посредников с целью внедрения в практику и правильного исполнения регулирую­щих положений. Более того, даже совершенные регулирующие нормы могут быть легко дискредитирова­ны обнаруженным фактом банков­ской неплатежеспособности в усло­виях ненадлежащего исполнения надзорных функций.

Похожие материалы

Информация о работе