Вне зависимости от избранного подхода к преобразованиям, банковская реформа предполагает необходимость решения определенных вполне универсальных проблем, ипоэтому ее основныеэлементы могут быть достаточно четко структурированы. Анализ позволяет выделить и определить следующие элементыбанковской реформы: либерализацию, структурные реформы, институциональные преобразования (см. приложение).
Фундаментальнымдля банковской реформы, как впрочем и для рыночных преобразований вообще, является кардинальное изменение экономическойроли государства. Традиционный подход к реформированию банковской системы предполагаетпереход к использованию косвенных инструментов денежно-кредитного регулирования, атакже отказ государства от прямого оказания банковских услуги ограничениефункции правительства и центрального банка пруденциальнымрегулированием и банковским надзором. Однако, как мы помним, до реформы одноуровневая кредитно-финансовая система не предполагаланаличия таких институтов, как банковский надзор и регулирование, потому с началом реформ их необходимо было отстраивать практически с нуля.
Учитывая принципиальную важность названных институтов, начнем рассмотрение элементов банковской реформы с институциональных преобразований. Под последними будем понимать комплекс мер, направленных на создание и приведение в действие экономических институтов и правил, обеспечивающих устойчивоеи безопасное функционирование банковской системы. В том контексте следует определить совокупность институтов, обеспечивающих стабильность любой банковской системы. К ним относятся: система пруденциального регулирования и надзора, механизм страхования депозитов, а также т.н. «система финансовой устойчивости», формируемая денежными властями и подразумевающая наличие механизмов поддержания ликвидности и рефинансирования коммерческих банков. В различных странах эти институты могут отличаться в некоторых деталях, но при том остаются фундаментальными для устойчивостикредитно-финансовой системы.
Краеугольным камнем институциональных преобразований является внедрение системы пруденциального регулирования деятельности банков, которая во многом предопределяет масштаб и долгосрочность проблемы качества банковских активов, а также степень доверия к банковским учреждениям. Речь идет о базовом наборе обязательных для банковтребований в отношении достаточности капитала, ликвидности, уровня кредитных и рыночных рисков, системы классификации актинов и резервирования против рисковых активов, которые должны соответствовать международным стандартам и обеспечивать взвешенное ведение банковского бизнеса.
Действительно, с учетом проблемы качества банковских активов и отсутствия должных навыков ведения банковского дела в большинстве стран с переходной экономикой, внедрениеобщепринятых стандартов достаточности банковского капитала, применение правил классификации активов и резервирования против активов, подверженных кредитному риску, приобретают в переходных экономиках особую важность. Роль банковского капитала, служащего резервом на случай ухудшения качества активов, значительно повышается в переходных экономиках, где динамика стоимости активов финансовых учреждений трудно определима и в полной мере зависит от фундаментальных изменений в системе хозяйствования. Таким образом, внедрение стандартов достаточности капитала и обеспечение их выполнения являются основополагающими факторами для устойчивого развития банков в рассматриваемых экономиках. Сдругой стороны, даже значительный размер собственного капитала не может быть достаточным условием устойчивости кредитного учреждения без адекватной системы классификации банковских активов и резервирования против рисковых операций.
Говоря об адекватной системе классификации активов и резервирования по ним мы подразумеваем, что в основу такой системы должен быть положен не только критерий совершения платежа по активу - т.е. актив классифицируется, и по нему создается соответствующий резерв, в случае, если платеж по нему просрочен. В дополнение к указанному критерию, причем вне зависимости от того, является актив просроченным или точным, при классификации должна использоваться оценка способности должника погасить задолженность или уровень риска не возврата долга контрагентом. В противном случае при появлении проблем банки будут скрывать возникающие убыткипосредством неявной пролонгации сроков соответствующих активов. При том основу системы классификации должны составлять четкие критерии при обязательности рецензирования против классифицированных активов При отсутствии названных элементов банковские посредники могут демонстрировать достаточность капитала и доходное веление бизнеса даже при фактической неплатежеспособности и убыточности.
Большинство стран с переходной экономикой ввели также нормативы в части размера крупных рисков, максимального размера риска на одного заемщика, одного инсайдера, одно физическое лицо, учитывая относительно низкий уровень банковского менеджмента и управления активами, а также сохранившиеся тесные связи предприятий с государственными банками и широко распространенное в бывших социалистических странах участие предприятий в собственности банков (или участие банков в собственности предприятий).
Однако при всей важности хорошо проработанных регулирующих правил банковской деятельности факт их наличия не гарантирует формирования действенного института пруденциального регулирования и устойчивой банковской системы в новых рыночных экономиках. Реализация указанной задачи требует адекватного надзора за деятельностью банковских посредников с целью внедрения в практику и правильного исполнения регулирующих положений. Более того, даже совершенные регулирующие нормы могут быть легко дискредитированы обнаруженным фактом банковской неплатежеспособности в условиях ненадлежащего исполнения надзорных функций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.