В экономической литературе нет однозначного мнения относительно того, какая структура может более эффективно осуществлять банковский надзор в странах с переходной экономикой. При этом некоторые ученые полагают, что по тем или иным причинам независимая от центрального банка надзорная структура может осуществлять рассматриваемые функции эффективнее, чем последний. Так в случаях, когда надзор осуществляет центральный банк, соответствующие функции часто ослабевают и размываются. Это обусловлено тем что не имея до недавних пор практики выполнения надзорных функции, центральные банки концентрируются на средствах бюрократического контроля, сборе данных о директивном кредитовании, предотвращении мошенничества в системе и контроле за выполнением плановых показателей.
Другая позиция заключается в том, что концентрация надзорных функций в одних руках центрального банка, который является структурой, внедряющей стандарты банковского регулирования, делает надзорный орган уязвимым в отношении политических интервенций.
При этом качественное выполнение надзорных функций во многом зависит от уровня подготовленности соответствующего персонала и обеспечения надзорных органов достоверной отчетной информацией банков. Говоря о построении системы пруденциального регулирования переходных экономиках, следует отметить, что набор и обучение персонала, внедряющего и контролирующего пруденциальные правила, является одной из наиболее актуальных проблем новых банковских систем. Применение современных стандартов учета и отчетности в банках является другим базовым элементом системы банковского надзора. 3 переходных экономиках они (по крайней мере, на первых этапах реформирования) в большей степени отражают требования централизованной экономики и планового администрирования, нежели отвечают требованиям банковского надзора и анализа. В конечном счете от состояния системы банковской отчетности зависит дееспособность диагностирования положения кредитных учреждений и системы так называемого раннего оповещения о появлении тех или иных финансовых проблем.
В этом контексте важно также, чтобы банковский надзор основывается не только на сборе и рассмотрении отчетной информации коммерческих банков, но и обязательно дополнялся надзорными инспекциями, обладающими достаточным количеством квалифицированных кадров. В противном случае возникновение потенциальных проблем с уровнем банковской ликвидности и платежеспособности может быть упущено по причине намеренного неотражения этих проблем в отчетности банка или неспособности инспекции выявить указанные затруднения. Кроме того, с учетом практики сокрытия проблемных активов в дочерних финансовых структурах построение банковского учета и отчетности должно осуществляться на консолидированной основе.
Современные системы пруденциального регулирования достаточно сложны (что затрудняет их внедрение в странах с переходной экономикой полагаются на три базовых элемента:
-систему регулирования, те правила и требования, устанавливаемые органами регулирования;
-надзор, под которым следует понимать приведение в действие и мониторинг исполнения пруденциальных требований:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.