-рыночную дисциплину, подразумевающую обеспечение рационального экономического поведения финансовых посредников на регулярной основе.
В связи с этим создание в переходных экономиках современной системы пруденциального регулирования сопряжено с рядом дополнительных трудностей.
Во-первых, постепенное перемещение акцентов с регулирования на элемент надзора требует наличия высококвалифицированного надзорного персонала, разбирающегося в современных финансовых продуктах. Таким образом, недостаток квалифицированного персонала в надзорных структурах становится ключевым препятствием на пути обнаружения и решения возникающих в банковской среде проблем. Задача осложняется тем, что на развивающихся рынках значительно увеличивается разрыв в уровне оплаты труда в частном и государственном секторах, а это затрудняет привлечение в надзорные структуры наиболее квалифицированного персонала. Во-вторых, в рассматриваемых экономикахнередко значительная часть кредитного портфеля приходится на государственные предприятия, функционирующие я среде «мягких» бюджетных ограничении. При этом применение новых стандартов ко всем или некоторым банкам не имеет практического смысла, поскольку часто критерии регулирования не применяются к значительной части банковских активов.
В-третьих, применение стандартов пруденциального регулирования затрудняется структурой банковского сектора, в частности, доминированием в их собственности крупнейших промышленных предприятий, или структурой экономикив целом, которая может характеризоваться высокой концентрацией. В этих двух случаях потребность кредитования крупных субъектов может обусловить соответствующее политическое давление с цельюослабления для отдельных банков стандартов регулирования и рыночной дисциплины. Ситуация может обостряться в случае наличия значительной доли государства в собственности банков.
В-четвертых, низкий уровень конкуренции в банковской системе вкупе с недостатком публикуемой информации нивелирует влияние третьего элемента системы банковского регулирования.
Подводя итоги, отметим, что построение полноценной системы банковского регулирования требует определенного времени. Как мы выяснили, надзорные органы должны быть сформированы из подготовленных, квалифицированных кадров, как впрочем, и специалисты коммерческих банков, а инфраструктура финансовой устойчивости дополнена современной системой учета и отчетности вкупе с механизмом распространения экономической информации о деятельности банковских посредников. Поэтому сиюминутное приведение в действие жестких требований пруденциального регулирования ко всем силам банковской активности и ко всем банковским учреждениям можетбыть невозможным и привести к потере такой системой способности информировать регулирующие органы о наличии проблем, а также к ее неспособности поддерживать рыночную дисциплину. При этом к созданию системы пруденциального регулирования необходимо приступать на начальных стадиях реформирования, поскольку этот элемент реформ должен предшествовать активному процессу входа на рынок новых кредитных учреждении и приватизации государственных банков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.