В сферу национальной политики входят основные проблемы национального развития и межнациональных отношений. Поскольку межнациональные отношения, будучи интегральными, включают в себя экономические, социальные, государственно-правовые, культурно-духовные и другие аспекты. то национальная политика, социальная политика, экономическая, демографическая и другие виды политической деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, демографические аспекты национальной политики превращают ее в составную часть этих видов политики. В тоже время, национальная политика как целостная система представляет собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, демографической политики.
Главнейшая цель национальной политики состоит в определении самой архитектоники многонационального государства, т.е. государственно-правовое объединение народов.
Какие же государственно-правовые формы объединения народов существуют?
1. Унитарное государство. Оно характеризуется централизованным руководством административно-государственными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований, действием на всей территории единого юридического порядка и наличием единственной инстанции, признаваемой носителем законной власти на всей территории.
Унитарные государства формировались там, где существует моноэтническое население, хотя некоторые из унитарных государств имеют в своем составе образования, пользующиеся автономией.
Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Италия, Испания). В первых местное управление может иметь широкую самостоятельность, средние же уровни ориентированы на выполнение решений центральной власти.
Вторые – крупные регионы пользуются широкой автономией в рамкам переданных центром полномочий. (Как правило – образование, коммунальное хозяйство и т.д.).
2. Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.) обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Для федерации характерно разделение сферы компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Федерации создаются по национально-территориальному принципу или территориальному.
В России федерация создана на основе национально-территориального принципа. В ее состав входят:
3. Конфедерация - межгосударственный союз, в котором его члены абсолютно автономны, имеют независимую систему органов власти и законодательства, самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию и другие атрибуты государства. Конфедерация носит международно-правовой характер и, как правило, образуется для достижения довольно ограниченных целей (военных, внешнеполитических, экономических, социальных и т.д.). Отличие конфедерации от федерации заключается прежде всего в правовых формах закрепления этих государственных объединений, в федерации это конституция, в конфедерации это договор. В конфедерации отсутствуют единые экономические, политические и правовые системы.
Конфедерации как правило создаются на переходный период - либо к федерации, либо на пути размежевания. (Пример, западная Европа, ставшая по существу конфедерацией, постоянно и поэтапно преобразуется в федерацию). Конфедерации существовали в США (1776 – 1787), Швейцарии (до 1848), Германии (1815 – 1867), попытка создать СНГ.
Что же касается России, то политическому руководству, гражданам предстоит сделать выбор среди множества предложений, выдвигаемых в наши дни и направленных на создание оптимальных условий для самореализации народов и каждой отдельной национальности. В этом вопросе существует три группы вариантов.
Первый связан с попытками построить новое здание федерации, по существу не меняя его фундамента, заложенного еще в 20-е годы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.