В юридическом плане право наций на самоопределение признается за всеми без исключения народами и отказ в этом праве не допустим. А вот определение формы, в которой должно реализовываться данное право, в каждом конкретном случае (вхождение в другое государство в качестве его составной части, на началах автономии или федерации, конфедерации; образование независимого государства) требует учета всех заинтересованных народов и уже поэтому может решаться только политическим путем.
2. Важным политико-правовым принципом демократического развития межнациональных отношений является суверенитет.
Различают суверенитет государственный и национальный.
Государственный суверенитет предполагает полную независимость государства от других государств в его внутренних и внешних делах. (Полная независимость не означает абсолютной независимости, последней вообще не бывает). Он предполагает территориальную целостность и нерушимость границ. Вместе с тем, в принятых ООН в 1966 году международных пунктах о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах в первых пунктах этих документов говорится о праве народов на самоопределение. Возникает вопрос - какая идея приоритетнее - целостность государства или право на самоопределение? Однозначного ответа нет. Ясно одно, что в рамках одного государства самоопределение народов должно осуществляться демократическим путем, при согласовании интересов всех граждан. (Например как это делается в Канаде - Квебек).
Национальный суверенитет - это совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального и политического устройства и строя, на территориальную целостность, экономическую независимость. Это суверенитет выраженный в этнической самобытности нации, народности, их праве своей только волей определять собственную судьбу.
В случае моноэтнического государства государственный и национальный суверенитет сливаются.
3. Важнейшим демократическим принципом решения межнациональных проблем и формирования межнационального мира является принцип полного равноправия граждан независимо от языка, религии, расы этнической принадлежности и т.д. Речь идет об обеспечении и защите прав всех народов, проживающих на территории государства, в том числе называемых национальными меньшинствами.
Обеспечение равноправия всех национальностей зависит не только от правовых гарантий, но и от сущности социально-политической системы, в которой эти гарантии либо обретают полную силу, либо существуют лишь на бумаге, декларированы но не реализованы. С другой стороны одних юридических актов оказывается мало для обеспечения равноправия наций. Необходимо еще создать реальные условия для выравнивания социально-экономического и культурного развития всех народов, населяющих страну, устранить фактическое неравенство.
Пример неравенства по национальным признакам налицо в странах Прибалтики: в пользовании языком, в занятии административных должностей, в избирательных правах.
В настоящее время практически нет в мире этнически "чистых" государств. Следовательно в той или иной мере существует необходимость решения межнациональных проблем.
В этой связи следует кратко остановится на проблемах межнациональных отношений.
Беглый взгляд в историю свидетельствует о том, что межнациональные коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности нередко превосходили социально-классовые конфликты. Трения на национальной почве существовали, существуют и будут существовать видимо до тех пор пока сохраняются национальные различия. Последние видимо вечны.
Следует отметить и тот факт, что полиэтнические общества менее стабильны по сравнению с этнически однородными обществами.
Если же сравнивать различные многонациональные государства, то можно придти к выводу, что из них более стабильными явились те, которые постепенно сложились, а народы (или языковые группы) их населяющие в социокультурном отношении близки между собой. Например, Швеция, Финляндия, Китай, образцом считается Швейцария. И наоборот, главные различия связанные с принадлежностью к различным цивилизациям, культурам и религии практически всегда порождают серьезные проблемы взаимной адаптации. Этот фактор является основным препятствием в осуществлении процессов социально-экономической интеграции и формировании стабильного общества. Например, такое положение имеет место в Югославии, Ливане, Судане, Эфиопии, Бирме и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.