Например, в Финляндии, специально для шведов, составляющих 6% населения страны введен второй государственный язык - шведский). Практически второй (третий) языки в ряде стран вводятся для создания благоприятствования национальным меньшинствам.
Третий тип - в которых особыми политическими правами наделяются национально-территориальные образования. Это самый конфликтный тип организации. Поскольку такие образования не бывают этнически однородными, постольку неизбежны конфликты с национальными меньшинствами как по территориальным, так и политическим мотивам.
Говоря об межнациональных отношениях, нельзя не остановиться на проблеме национализма.
В двух словах о роли национализма в становлении национальной государственности.
Национализм имеет как отрицательный так и положительный характер, значение.
Исследованию этой проблемы уделяли значение многие ученые и политики. Среди них особо выделены: Карл Раймунд Поппер (Открытое общество и его враги); Гардер И.Г. (1744-1803) (Идеи к философии истории человечества); Фихте И.Г. (1762-1814); Хабермас Ю., Ленин (О праве наций на самоопределение) и др.
Фихте, кстати, первый ученый, который снабдил германский национализм теорией.
Положительную роль национализм играет тогда когда идет речь о создании национальной государственности (Германия 90-х годов).
Но когда национализм становится орудием проведения в жизнь идеи исключительности одной нации перед другими, он становится опасным.
Что же следует понимать под национальной политикой ?
В настоящее время, несмотря на традиционность постановки вопроса, однозначного ответа, единой точки зрения на сущность национальной политики РФ нет. Ряд исследователей полагают, что термин “национальная политика” устарел и в современных условиях логичнее изучение этнополитики как явления, отражающего реальные феномены политической жизни этнических групп.
Представители другой точки зрения считают, что национальные и этнические проблемы являются надуманными, а для разрешения национального вопроса достаточно провести разэтнитизацию, то есть “отменить” национальности и распустить национальные образования в России, что “для преодоления перманентного кризиса нужно покончить с искусственным делением по национально-территориальному признаку и восстановить старые принципы: губерния является основной единицей административного деления страны”.
Иной предлагаемый путь заключается в укрупнении областей с преимущественно русским населением и уравнивание их в правах с национальными республиками. Такой разброс мнений говорит о сложности и неоднозначности определения сущности национальной политики и в этой связи, наиболее реалистичной является позиция тех, кто исходит при разработке научных основ выработки и проведения национальной политики из мирового опыта и уникальной российской специфики.
Современные определения национальной политики достаточно многочисленны[1], содержательны, интересны, но с позиции заявленной темы анализа все-таки не дают ответов на ряд вопросов. Например: кто является субъектами национальной политики? Каковы ее цели? Какова в ней роль государства? В чем заключаются национальные интересы? Каковы средства реализации целей национальной политики и все ли они могут быть закреплены в политических и юридических актах? и т.д.
В качестве рабочего определения национальной политики можно считать следующее.
Национальная политика - это особый вид деятельности социальных и политических сил по реализации и защите интересов этнических общностей, используя институты государства и гражданского общества.
Национальная политика - это сознательная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями и этносами , закрепленная в соответствующих политических документах и юридических актах государства.
Национальная политика - это постоянное творчество, умение своевременно откликаться на проблемы, которые возникают в сфере межнациональных отношений, находить эффективные решения конфликтных ситуаций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.