Если национальная политика не обновляется, не реагирует на происходящие изменения в жизни народов, не корректируется в соответствии с новыми социально-политическими реалиями, то такая политика неминуемо ведет к созданию напряженности и конфликтности в межнациональных отношениях.
Пример тому бывший наш дом - СССР, где национальный вопрос считался решенным, а национальная политика не обновлялась не конкретизировалась не приспосабливалась к новым условиям общественного развития. (Она стала одной из причин распада самого СССР, того набора проблем с которым сталкивается сегодня Россия. Татарский, Чеченский вопросы, Таджикистан, Абхазия и т.д.)
Управление межнациональными отношениями является основным средством реализации национальной политики. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на объект управления – национальные отношения.
Механизм управления национальными отношениями - это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему для достижения конкретных целей.
Национальная политика может и должна рассматриваться с точки зрения определения в ней тех или иных частей, этапов и приоритетов. Различают стратегические задачи национальной политики от проблем, требующих постоянного внимания и быстрого реагирования. Стратегические задачи определяются на длительный исторический период и носят концептуальный характер. Например, современное развитие России подводит к выводу, что в межнациональных отношениях центр тяжести следует смещать с национально-территориального принципа к национально-культурному принципу государственного устройства и организации национальной автономии. Смысл ее заключается в построении федерации не по национально-территориальному принципу, а по территориальному.
Такая политическая цель не может быть достигнута сразу (хотя моменты такие могут быть - октябрь 1993) а требует длительной подготовительной работы. Многие народы, населяющие пространство РФ надеются создать в том или ином виде национально-территориальную автономию или воссоздать таковую. А те кто уже имеет такую стремятся всячески ее укрепить. Следовательно, вопрос об территориальном обустройстве России является политическим вопросом.
ВЫВОД по первому вопросу.
Прочным и жизнеспособным может быть такое многонациональное государство, которое строится на принципах признания права на самоопределение народов и добровольности их объединения, полного национального равноправия.
Демократия вызывает доверие и взаимное уважение народов, дает толчок центростремительным силам и желание все более тесного сотрудничества, укрепляет атмосферу дружбы народов. Регулировать межнациональные отношения призвана достаточно продуманная национальная политика, адекватная уровню развития демократии в стране.
ВОПРОС 2 Основные формы национально-
государственного устройства.
Из изложенного в первом вопросе вытекает, что межнациональные отношения представляют собой сложную, трудно регулируемую сферу отношений, требующую особого такта, тонкого и всестороннего подхода. Процессы протекаемые в сфере межнациональных отношений требуют своего управления. Последнее предполагает:
- во-первых, выявление и познание объективных закономерностей, тенденций развития национальной жизни и разработку на этой основе оптимальной социальной политики в межнациональных отношениях;
- во-вторых, целенаправленное руководство ее развитием, в том числе программирование, организация, регулирование и контролирование;
- в -третьих, своевременное обнаружение и преодоление противоречий и препятствий на пути гармоничного развития межнациональных отношений;
- в-четвертых, обеспечение стабильности, прочности и дальнейшего совершенствования структурно-функционального единства системы, ее способности избавиться от негативных явлений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.