употребляться в безличных предложениях, где нет лица, общего для действий, выраженных глаголом-сказуемым и деепричастием. Вместо субъекта действия(он) здесь назван объект состояния(ему).
Правка: Когда он купался в море, ему было очень приятно.
2) Подводя итоги, Базаров умирает, потому что не чувствует себя нужным России. (Деепричастный оборот относится к пропущенной грамматической основе)
Правка: Подводя итоги, можно сказать, что Базаров умирает, потому что не чувствует себя нужным России.
3) Совершив преступление, можно сказать, что Раскольников «отделяет» себя от людей. (Неверный выбор места деепричастного оборота в предложении).
Правка: Можно сказать, что Раскольников, совершая преступление, «отделяет» себя от людей.
4) Флягин странствовал по свету на протяжении всей жизни, и каждый раз, прибыв на новое место, люди воспринимали его как странного человека. (Деепричастный оборот соотнесен со вторым простым предложением, действующее лицо которого(люди) не совершает названного деепричастием действия).
Правка: Флягин странствовал по свету на протяжении всей жизни, и в каждом новом месте люди воспринимали его как странного человека.
Вторая часть. Разбор наиболее сложных вариантов. (Слайд 8. Мозговой штурм. Появление материала на слайде по ходу верного объяснения.)
Анализ предложений, одна из частей которых является односоставным предложением. Задача учащихся – ответить на вопрос: «Почему такие варианты правомерны?»
Читая статьи, обращайте внимание на подчеркнутые слова.
Узнав мальчика поближе, можно было убедиться в редкой живости и веселости его нрава.
(Ответ следующий: Оба действия относятся к одному и тому же лицу ( обобщенному или конкретному), и это явно вытекает из смысла предложения).
Предлагаем ученикам выработать алгоритм работы с подобными примерами:
(Вы обращайте внимание на подчеркнутые слова, когда (вы) читаете статьи. Когда я узнал мальчика поближе, то (я) убедился в редкой живости и веселости его нрава).
Третья часть. Самостоятельная работа в группах. Задание: найти предложения с ошибками и исправить их (желательно оставить деепричастный оборот в предложении). После выполнения фронтальная проверка, предлагаем свой вариант исправления. (Слайды 9 -12)
Раздаточный материал.
1 группа.
1.Занимаясь в кружках, развиваются способности человека.
2. Отправляясь в поход, берите только самое необходимое.
3. Начав заниматься музыкой, у вас остается мало времени для развлечений.
4. Окончив школу, многие выпускники нашей школы продолжили учебу в вузах.
5. Читая эти строки, невольно на меня находят воспоминания.
6. Тихо раздвинув траву, можно увидеть сухую ветку.
7. Прочитав этот роман, моим любимым героем стал Андрей Болконский.
8. Играя в шахматы, мне не было равных.
2 группа.
1. Неизъяснимо хорошо плыть по Волге осенней ночью, сидя на корме баржи, у руля.
2. Мучаясь от головной боли, мое сочинение заканчивается.
3. Не доехав километр до своих, его схватили немцы.
4. Приехав в город, посетите знаменитый музей игрушки.
5. Проходя мимо прудов, все остановились, чтобы полюбоваться.
6. Немного позагорав, нам разрешили купаться.
7. Слушая Шаляпина, слезы накатывались непроизвольно.
8. Посетив выставку картин, поразило разнообразие жанров.
3 группа.
1. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
2. Приложив ухо к рельсу, можно издалека услышать шум идущего поезда.
3. Обманув младшую сестренку, мне стало стыдно.
4. Вернувшись в родной город, ее ждало разочарование.
5. Прочитав пьесу, напишите небольшой отзыв.
6. Выражая мнение лучших людей своей Родины, Некрасов призывал каждого быть гражданином.
7. Возвращаясь домой, мне стало грустно.
8. Делая вывод, в ваши рассуждения вкралась ошибка.
4 группа(задания для самых сильных учеников.)
1.Протянув хоботы, слонам удалось вытащить товарища из ямы.
2. Боясь сказать что-нибудь лишнее, она тревожно поглядывала на меня.
3. Нажав на тормоз изо всех сил, машина всё-таки врезалась в столб.
4. Хорошо подготовившись к соревнованиям, победа будет за нами
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.