Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
1.Организационный этап 2.Повторение пройденного материала. 3. Изучение нового материала. |
Слово учителя: приветственное слово: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Слово учителя: инструктирующее слово. Сдайте мне, пожалуйста, тетради по развитию речи, где вы были должны написать сочинение по картине. Слово учителя: ведущее слово. В рабочих тетрадях записываем дату, вид работы и тему урока. Слово учителя: вводное слово. Вчера на первом уроке мы с вами познакомились с морфологическими признаками деепричастия. А впереди у нас очень интересная тема, связанная с деепричастием, но в то же время сложная, поэтому будьте очень внимательны и сосредоточены. Сегодня мы обратимся к такому явлению как деепричастный оборот. Но, чтобы быть готовыми к восприятию нового материала, для начала проведем небольшую разминку и в то же время проверим домашнее задание. Слово учителя: инструктирующее слово. Обратите внимание на доску. Поиграем в игру «Четвертый лишний». Найдите лишнее слово в каждой строчке и объясните, почему оно не подходят к другим словам Языковой материал: 1.Зависевший, умывшись, подействовав, играя. 2. Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив. 3. убегая, присев, наклоняясь, схвативши. 4. Увидев собаку, рассматривая картину, удивляясь совету, перейдя дорогу. Оценочное слово Беседа: репродуктивная слово. -Итак, на какие морфологические признаки деепричастия было задание? -Какие еще морфологические признаки деепричастия мы не охватили, выполняя задание? Оценочное слово. Языковой материал: Сидя у окна, бабушка пила чай с медом. Слово учителя: инструктирующее слово. Переходим к новой теме Посмотрите на доску. Запишите предложение в тетради. Выделите главные члены предложения, задайте вопрос к деепричастию, найдите зависимое слово деепричастия и задайте к нему вопрос тоже. Слово учителя: педагогическое требование. Выполнять это задание к доске пойдет, Оля. Оценочное слово. Слово учителя: инструктирующее слово. А теперь откройте учебники на 42-ой, прочитайте текст на желтом фоне и ответьте, как называется деепричастие с зависимым словом. |
Образец записи в тетради: Девятнадцатое февраля. Классная работа. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах Образец устного ответа: 1. зависевший – причастие, суффикс -вш- 2. углубляясь – деепричастие н.с.в., что делая? 3. наклоняясь – возвратное деепричастие, постфикс -ся- 4. удивляясь совету – непереходный глагол, не может иметь прямого дополнения в В.п. без предлога. Образец ответа: -Вид, возвратность, переходность. -способность присоединять к себе сущ и наречия, не изменяемость, принадлежность к глаголу, в предложении является обстоятельством. Образец записи в тетрадях: Главные члены: бабушка пила. Пила (что делая?) сидя у окна. Сидя (у чего?) у окна. |
Записать на доске дату, вид работы, тему урока. |
Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала. Изучение нового материала. |
Беседа: репродуктивная беседа. -Так как называется деепричастие с зависимым словом? -А теперь еще раз вспомним, какие части речи могут образовывать с деепричастиями словосочетания. -Приведите свои примеры. Еще раз повторим, что такое деепричастный оборот, Саша, Никита. Оценочное слово. Беседа: репродуктивная беседа. -Каким членом предложения являются одиночное деепричастие, т.е деепричастие без зависимого слова, и деепричастный оборот? -Верно. Это значит, что помимо своих основных вопросов (Каких, кстати?) у деепричастия и деепричастного оборота есть дополнительные вопросы – вопросы обстоятельства. Какие вопросы обстоятельства можно задать к деепричастию и деепричастному обороту? Приведите примеры. Не забываем, что вопрос к деепричастию мы задаем от какой части речи? -А теперь скажите, какая главная особенность у деепричастия и деепричастного оборота в оформлении пунктуации? Слово учителя: педагогическое требование. Запомните, что, как и деепричастный оборот, одиночное деепричастие в предложении выделяется запятыми. Я, удивляясь, прошла мимо этих странных ребят Слово учителя: сообщающее слово. Самое главное при оформлении пунктуации деепричастного оборота – это правильно определить его границы. Слово учителя: сообщающее слово. Поэтому, чтобы научиться определять эти границы, мы поработаем с упражнением из учебника. Стр. 43-я, упр 577-ое. Работаем с 1-ым и 2-ым предложениями. Читаем задание под 1-ым пунктом, Данил. Слово учителя: инструктирующее слово. Нам надо будет построить схемы 2-ух предложений. Деепричастный оборот в предложении выделяется, как мы уже выяснили, как обстоятельство, т.е. пунктиром с точкой. А сверху над выделенным фрагментом ставятся буквы «Д.О.» - деепричастный оборот. В схеме деепричастный оборот выделяется следующим образом: /_._._./, палочки – это границы деепричастного оборота, который выражен обстоятельством. Кто не понял? Итак, работаем. К доске выполнять работу с первым предложением пойдет, Лиза. А остальные работают в тетрадях. Лиза, объясни, пожалуйста, все орфограммы, которые были пропущены в предложении. Оценочное слово. Со следующим предложением поработает у доски Вова. Объясняем орфограммы, Вова. Оценочное слово Беседа: проблемная беседа. А как вы думаете, где еще может находиться деепричастный оборот, кроме как в конце и в середине предложения? Слово учителя: педагогическое требование. Придумайте предложение, в котором деепричастный оборот находился бы в начале предложения. Запишите пример в тетради и постройте его схему. Беседа: проблемная беседа. На основе выполненного задания, сделайте вывод о том, как же оформляется деепричастный оборот в разных частях предложения. Слово учителя: педагогическое требование. Не забывайте о том, что данное правило относится и к одиночным деепричастиям! Слово учителя. Сообщающее слово. Выполним упражнение 579-ое (3-е предложение). Будем учиться определять границы деепричастного оборота. Читаем задание, Никита. Кто не понял, что нужно делать. К доске пойдет работать Оля. Слово учителя: инструктирующее слово. Записывай предложение, вставляй пропущенные буквы, расставь знаки препинания, а затем я скажу, что еще нужно будет сделать. Спросить про орфограммы!!! Беседа: проблемная беседа. -Где в предложении деепричастный оборот -Так какой вывод мы можем сделать? Слово учителя: инструктирующее слово. Оля, выпиши все словосочетания, которые входят в деепричастный оборот, определи в словосочетаниях главное и зависимое слово и задай вопрос. А вы, ребята, сделайте то же самое в тетрадях. Так что вошло в наш деепричастный оборот? Оценочное слово. Слово учителя: сообщающее слово. Таким образом, чтобы определить границы деепричастного оборота надо задать вопрос от деепричастия к зависимому слову и определить, имеет ли она распространение, т.е свои зависимые слова. Но на самом деле все гораздо проще. Особенность деепричастного оборота, как и одиночного деепричастия заключается в том, что убрав их из предложения, мы не потеряем его основной смысл. Вот попробуйте. Мы просто потеряем некую деталь, которая характеризует основное действие. Но смысл от этого не изменится. Именно таким образом можно определять границы деепричастного оборота. Слово учителя: инструктирующее слово. Теперь устно распространим причастные обороты из теоретической информации в учебнике. (под первым пунктом). Работаем устно. Опрос: фронтальный опрос. Работая в школе – какие варианты могут быть? И так со следующими словосочетаниями. Возможно упражнение для резерва Беседа: репродуктивная беседа: Итак, ребята, подведем краткий итог занятию. -Что же называется деепричастным оборотом? - Как деепричастный оборот и одиночное деепричастие оформляется на письме? -В каких частях предложения может находиться деепричастный оборот. -Каким членом предложения является деепричастие и деепричастный оборот? Замечательно. Продолжим разговор о деепричастном обороте на следующем занятии |
Образец устного ответа учеников: -Деепричастный оборот. -.Существительное и наречие. Громко чихнув, убежав в лес, потеряв ключи, блеснув вдалеке. Образец ответа: - Одиночное деепричастие и деепричастный оборот выполняют в предложении роль обстоятельства. -Что делая, что сделав? -как? каким образом? Образец ответа: Сдал конспект (как?)опираясь на методические рекомендации -Деепричастия деепричастные обороты на письме выделяются запятыми Образец записи в тетрадях: 1.Он вздрогнул от неожиданности, заслышав д.о.окрик.. [ - = ---, /_._._._ /]. Образец устного ответа: НеожидАнности – ожидАние – безударная гласная в корне, зАслышав крик - приставки ЗО не бывает, окрИк – крИк – безударная гласная в корне. 2. Робко, свечу потушив, подхожу я к окну. [ _._._, /_._._/, = - ---]. Образец устного ответа: свЕчу – свЕчка – безударная гласная в корне. пОтушив – приставки ПА не бывает, подхОжу - хОд – безударная гласная в корне. Образец устного ответа: -В начале предложения. Образец записи -Выходя из дома, я думала о своей кошке. Образец устного ответа: Если деепричастный оборот находится в начале или конце предложения, то он выделяется одной запятой. Если в середине – двумя. Образец записи: Большинство свободных офицеров собрались здесь, расположившись в удобных креслах. -Расположившись в удобных кожаных креслах. -Деепричастный оборот может состоять более чем из двух слов. Образец записи: Расположившись (где?) в креслах, в креслах( каких?) удобных, в креслах (каких) кожаных. Образец ответа: Работая в школе учителем, врачом, директором, работая в школе долгое время. Внимательно рассматривая фотоальбом, рассматривая фотоальбом, выразительно читая вслух стихи, звонко чирикая на окне, звонко чирикая на дереве. Образец ответа: -Деепричастие с зависимым словом -Деепричастный оборот, как и одиночное причастие, выделяется на письме запятыми -Деепричастный оборот может находиться в начале, в середине и в конце предложения. -Деепричастие и деепричастный оборот выполняют в предложении роль обстоятельства. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.