Конспект урока по теме: "Деепричастия совершенного и несовершенного видов"

Страницы работы

Содержание работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.Организационный этап

2.Повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала.

4.Закрепление изученного материала.

5.Изучение нового материала.

6.Закрепление изученного материала

7.Подведение итогов.

Слово учителя: приветственное слово.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Передайте тетради с домашним заданием с последних парт на первые. В тетрадях, которые вы сегодня получили, запишите дату, тему урока.

Слово учителя: сообщающее слово.

Вы уже очень хорошо определяете виды деепричастий, а сегодня мы выясним, как же образуется деепричастия, которые относятся к тому и другому виду.

Но для начала вспомним материал прошлого урока.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Что было темой нашего прошлого занятия?

-Как деепричастный оборот оформляется ни письме?

-А одиночное деепричастие?

Слово учителя: инструктирующее слово

Сейчас мы проверим, как вы освоили этот материал.

Поиграем в «Тайного агента».

Нам необходимо будет расшифровать тайный код. Я раздаю вам листы с предложениями. Именно они помогут нам выполнить тайное задание. На доске вы видите буквы, из них и состоит код. Возле каждой буквы написано количество запятых. Вам необходимо сделать следующее: списать предложения в тетрадь, расставить пропущенные буквы. Расставить  все необходимые запятые, подсчитать в каждом предложении их количество и напротив предложения поставить соответствующую букву, т.е если в предложении 2 запятые, то вы напротив него ставите букву P, если одна – I.И так далее. В итоге у вас должно получиться английское слово.

Языковой материал:

1.Мария засм_явшись п_шла в другую стор_ну.

2.Теперь уже пыльные листья пышной липы сбившись в з_леную кучу х_хик_ли по_сказывали друг другу.

3. Человек з_метив меня проворно снял с пл_ча винтовку

4. М_льчишки п_м_рали со смеха глядя на ее отчаяние.

5.Я не смыкая глаз всю ночь пр_сидел рядом с Мухтаром.

!!!Если не поняли, привести пример!!!

Первые три человека, которые расшифруют код, правильно расставят знаки препинания, получат отметки в журнал.

Теперь все вместе проверяем, что у нас получилось. Исправляйте ошибки, если у вас таковые имеются.

Про знаки препинания первого предложения расскажет, Алена

Про второе – и т.д.

Оценочное слово.

Слово учителя: сообщающее слово.

Для нашей новой темы очень важно уметь определять вид деепричастия, поэтому мы сейчас выполним еще одно задание и перейдем к новой теме.

Мы проведем с вами распределительный диктант. Запишите вид диктанта в тетради. Сделайте две колонки. Одна – с.в., вторая – н.в. Работать будем следующим образом. Я диктую деепричастия разных видов, а вы распределяете их по нужным колонкам, выделяете суффиксы. Кто не понял, как выполнять задание?

Языковой материал.

Сидя, посеявши, укусив, крутя, забыв, пытаясь, крутя, спев, лежа, увлекшись.

Оценочное слово.

Слово учителя: сообщающее слово.

Итак, мы уже в который раз вспоминаем виды деепричастия. У всех уже должно в голове уложиться, у какого вида, какие суффиксы. Теперь же нам предстоит узнать, как деепричастия каждого вида образуются. Для этого откроем учебники на 46-ой странице и прочитаем теоретический материал.

Итак, мы уже знаем, что деепричастия образуются от глагола, но деепричастия С.В. образуются от основы инфинитива, а Н.В – от основы глагола настоящего времени. Наша задача на сегодня состоит в том, чтобы научиться находить эти основы. Разберемся с основой настоящего времени.

Беседа: проблемная беседа.

-Подумайте, глядя на образец в учебнике, что нужно сделать, чтобы найти основу настоящего времени.

-А чтобы найти основу инфинитива?

Слово учителя: педагогическое требование.

Давайте построим схему в тетрадях.

Образец записи на доске:

                           Деепричастия

Н.в.                                                     С.в.

Осн.глаг.наст.вр. + а (я)  основа инфинитива + вш, в, ши

Посмотрите на примеры Н.В в учебнике.: Сидеть – сидим – сидя.

                           Лежать – лежим – лежа.

Беседа: проблемная беседа.

-А теперь на основе этих двух примеров сделайте вывод, когда мы в деепричастиях Н. в. пишется суффикс А, а когда Я.

Слово учителя: педагогическое требование.

Приведите свои примеры и запишите в тетради под Н.В., так как мы это делали с примерами из учебника.

!!!!Можно сказать про слова, где выпадает в настоящем времени ВА: узнавать – узнают – тогда от основы инфинитива – узнавая., вставать, издавать.!!!

Слово учителя: педагогическое требование.

Теперь перейдем к деепричастиям С.в. 

Запишем примеры из учебника к себе в схему.

Примеры С.В.: подумать – подумав, подумавши.

                          Увлечься – увлекшись.

Беседа: проблемная беседа.

-На основе примеров сделайте вывод, когда мы будем добавлять к основе инфинитива суффиксы В, ВШИ, а когда ШИ?

Слово учителя: сообщающее слово.

Суффиксы ВшИ и В в русском языке синонимичны, но с современной речи употребляются деепричастия с суффиксом В.

Беседа: проблемная беседа.

-А какое явление может происходить, когда основа инфинитива заканчивается на согласный? Посмотрите на пример.

Слово учителя: педагогическое требование.

Приведите свои примеры, выделите основу и суффиксы.

Теперь запишем такие примеры и от данных глаголов образуем деепричастия.

Языковой материал

Пытаться, кусаться

Беседа: проблемная беседа.

-Какой вывод можно сделать?

Теперь посмотрите на доску.

Языковой материал:

1.Он, забыв обо все, помчался с к другу.

2. Она ждала его, волнуясь, под навесом

Беседа: репродуктивная беседа.

Различается ли значение деепричастий С.в. и Н.в. по отношению к главному действию?

Педагогическое требование.

Допишите это в свою схему:

Под Н.в – незаконченное добавочное действие.

Под С.в. – законченное добавочное действие.

Слово учителя: педагогическое требование:

Теперь, чтобы потренироваться в выделении основ, выполним упражнение 586, 587. С каждого упражнения делаем первую строчку. Выполняем строго по образцу.

Поверяем упражнение 586.

Слово учителя: инструктирующее слово

Запишите домашнее задание: теория на странице 46. Упр. 586 и 587 (2-ая строчка).

Оценочное слово.

Слово учителя: сообщающее слово.

Теперь узнав, как образуются деепричастия С.в и Н.в, мы легко сможем делать морфемный разбор деепричастия.

Но сложность заключается в том, что часто у деепричастий бывает несколько суффиксов.И чтобы правильно выделить их, нужно определить глагол, от которого оно образовано, выделить в нем суффикс, а затем постараться найти его в деепричастии. Например: РАСПИСЫВАЯ. Находим суффикс деепричастия – Я, затем нужно разобрать глагол, от которого образовалось деепричастие. Расписывать – убираем окончание, находим корень, а все, что осталось – это глагольный суффикс, он и переходит к деепричастию. РАСПИС-ыва-Я – РАСПИС-ыва-ТЬ.

Слово учителя: педагогическое требование.

Теперь потренируемся в разборе деепричастий по составу.

Языковой материал: 

Перелетая, забирая, покосившись, проговорив.

Слово учителя: сообщающее слово.

Итак, ребята, мы сегодня выяснили, как образуются деепричастия С.В и Н.В, потренировались в разборе деепричастий. Теперь можете отдыхать. Увидимся на 6-ом уроке.

Образец записи:

Двадцать второе февраля.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Образец ответа:

-Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

-Оформляются запятыми.

-И деепричастия – запятыми.

Образец записи:

1.Мария, засмеявшись, отошла в сторону. P.

2.Теперь уже пыльные листья пышной липы, сбившись в зеленую кучу, хихикали, подсказывали друг другу. U.

3. Человек, заметив меня, проворно снял с плеча винтовку. P.

4. Мальчишки помирали со смеха, глядя на ее отчаяние. I.

5.Я не смыкая глаз всю ночь просидел рядом с Мухтаром. L.

Орфограммы:

1. ЗасмЕявшись – смЕх, пОшла – нет приставки ПА, сторОну – сторОнка.

2. ЗЕленую – зЕлень, хИхикали - ???, хихикАли – ???.

3. Заметив – приставка ЗА, заметИв – II спр., пЛеча – плЕчики, вИнтовку - ???

4. Мальчишки – мАльчики, пОмирали – приставка ПО, помИрали – суффикс А, Отчаяние - ???.

5. ПрОсидел – приставка ПРО.

Образец записи:

С.в: посеявши, укусив, забыв, спев, увлекшись;

Н.в: сидя, крутя, пытаясь, крутя, лежа.

Образец ответа:

Мы ставим глагол в форму настоящего времени любого лица, кроме 1-го?????. Сидеть – сидим – сидят. И убираем окончание, так как окончание никогда не входит в основу слова. Все, что у нас осталось без окончания и будет основой настоящего времени. И уже к основе настоящего времени мы добавляем суффиксы деепричастия Н.В. С инфинитивом все еще проще. Нам нужно убрать только инфинитивное окончание (ть) и подставить суффиксы деепричастия С.В.

Образец ответа:

-Когда основа заканчивается на мягкий согласный, мы употребляем суффикс Я, когда на твердый – А.

Образец записи:

 Рисовать -рисуем – рисуя. Дышать – дышим – дыша.

Образец ответа:

-Когда основа инфинитива заканчивается на гласный, мы будем добавлять суффиксы ВШИ, В. Когда на согласный – ШИ.

Образец ответа

-Может происходить чередование гласных.

Образец записи:

Сделать – сделав, сделавши.

Испечь – испекши.

Образец записи:

Пытаясь, кусаясь.

Образец ответа:

-При образовании деепричастий от возвратных глаголов остается постфикс СЯ.

Образец ответа учеников.

Н.в – добавочное действие, которое еще происходит одновременно с главным.

С.в – добавочное действие, которое уже закончилось.

Образец записи:

Упр. 586.

Двигать – двига-ем (наст.вр) – двига-я. Глагол I спр. (ать, ять).

Двигаться – двига-ют-ся (наст.вр.) – двига-я-сь. Глагол I спр. (ать, ять)

Возвращаться –возвраща-ют-ся (наст.вр.) – возвраща-я-сь. ВозврАтный.

Глядеть – гляд-им (наст.вр.) – гляд-я. ГлЯдя. Вытираться – вытира – ют – ся (наст. вр.) – вытира-я-сь. Тир(тер) – суффикс А.

Упр. 587.

Закипе-ть – закипе-в, закипевши. ЗакИпеть – слов слово.

Выби-ть-ся – выби-вши-сь. ВыбИться – бИть.

Исчезну-ть – исчезну-в, исчезну-вши.

Прости-ть-ся – прости-вши-сь. ПрОстить - ????.

Разбежа-ть-ся – разбежа-вши-сь. РазбЕжавшись – бЕг.

Образец записи:

Пере-лет-а-я, за-бир-а-я, по-кос-и-вши-сь, про-говор-и-в.

Записать на доске дату, вид работы, тему урока.

Написать на доске код: p-2, l-0, u-3, i-1.

Записать на крыле предложения: 1.Он, забыв обо все, помчался с к другу.

2. Она ждала его, волнуясь, под навесом

Раздать листы с предложениями.

.

Похожие материалы

Информация о работе