Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
1.Организационный этап 2.Повторение пройденного материала. 3. Изучение нового материала. 4.Закрепление изученного материала. 5.Изучение нового материала. 6.Закрепление изученного материала 7.Подведение итогов. |
Слово учителя: приветственное слово. Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Передайте тетради с домашним заданием с последних парт на первые. В тетрадях, которые вы сегодня получили, запишите дату, тему урока. Слово учителя: сообщающее слово. Вы уже очень хорошо определяете виды деепричастий, а сегодня мы выясним, как же образуется деепричастия, которые относятся к тому и другому виду. Но для начала вспомним материал прошлого урока. Беседа: репродуктивная беседа. -Что было темой нашего прошлого занятия? -Как деепричастный оборот оформляется ни письме? -А одиночное деепричастие? Слово учителя: инструктирующее слово Сейчас мы проверим, как вы освоили этот материал. Поиграем в «Тайного агента». Нам необходимо будет расшифровать тайный код. Я раздаю вам листы с предложениями. Именно они помогут нам выполнить тайное задание. На доске вы видите буквы, из них и состоит код. Возле каждой буквы написано количество запятых. Вам необходимо сделать следующее: списать предложения в тетрадь, расставить пропущенные буквы. Расставить все необходимые запятые, подсчитать в каждом предложении их количество и напротив предложения поставить соответствующую букву, т.е если в предложении 2 запятые, то вы напротив него ставите букву P, если одна – I.И так далее. В итоге у вас должно получиться английское слово. Языковой материал: 1.Мария засм_явшись п_шла в другую стор_ну. 2.Теперь уже пыльные листья пышной липы сбившись в з_леную кучу х_хик_ли по_сказывали друг другу. 3. Человек з_метив меня проворно снял с пл_ча винтовку 4. М_льчишки п_м_рали со смеха глядя на ее отчаяние. 5.Я не смыкая глаз всю ночь пр_сидел рядом с Мухтаром. !!!Если не поняли, привести пример!!! Первые три человека, которые расшифруют код, правильно расставят знаки препинания, получат отметки в журнал. Теперь все вместе проверяем, что у нас получилось. Исправляйте ошибки, если у вас таковые имеются. Про знаки препинания первого предложения расскажет, Алена Про второе – и т.д. Оценочное слово. Слово учителя: сообщающее слово. Для нашей новой темы очень важно уметь определять вид деепричастия, поэтому мы сейчас выполним еще одно задание и перейдем к новой теме. Мы проведем с вами распределительный диктант. Запишите вид диктанта в тетради. Сделайте две колонки. Одна – с.в., вторая – н.в. Работать будем следующим образом. Я диктую деепричастия разных видов, а вы распределяете их по нужным колонкам, выделяете суффиксы. Кто не понял, как выполнять задание? Языковой материал. Сидя, посеявши, укусив, крутя, забыв, пытаясь, крутя, спев, лежа, увлекшись. Оценочное слово. Слово учителя: сообщающее слово. Итак, мы уже в который раз вспоминаем виды деепричастия. У всех уже должно в голове уложиться, у какого вида, какие суффиксы. Теперь же нам предстоит узнать, как деепричастия каждого вида образуются. Для этого откроем учебники на 46-ой странице и прочитаем теоретический материал. Итак, мы уже знаем, что деепричастия образуются от глагола, но деепричастия С.В. образуются от основы инфинитива, а Н.В – от основы глагола настоящего времени. Наша задача на сегодня состоит в том, чтобы научиться находить эти основы. Разберемся с основой настоящего времени. Беседа: проблемная беседа. -Подумайте, глядя на образец в учебнике, что нужно сделать, чтобы найти основу настоящего времени. -А чтобы найти основу инфинитива? Слово учителя: педагогическое требование. Давайте построим схему в тетрадях. Образец записи на доске: Деепричастия Н.в. С.в. Осн.глаг.наст.вр. + а (я) основа инфинитива + вш, в, ши Посмотрите на примеры Н.В в учебнике.: Сидеть – сидим – сидя. Лежать – лежим – лежа. Беседа: проблемная беседа. -А теперь на основе этих двух примеров сделайте вывод, когда мы в деепричастиях Н. в. пишется суффикс А, а когда Я. Слово учителя: педагогическое требование. Приведите свои примеры и запишите в тетради под Н.В., так как мы это делали с примерами из учебника. !!!!Можно сказать про слова, где выпадает в настоящем времени ВА: узнавать – узнают – тогда от основы инфинитива – узнавая., вставать, издавать.!!! Слово учителя: педагогическое требование. Теперь перейдем к деепричастиям С.в. Запишем примеры из учебника к себе в схему. Примеры С.В.: подумать – подумав, подумавши. Увлечься – увлекшись. Беседа: проблемная беседа. -На основе примеров сделайте вывод, когда мы будем добавлять к основе инфинитива суффиксы В, ВШИ, а когда ШИ? Слово учителя: сообщающее слово. Суффиксы ВшИ и В в русском языке синонимичны, но с современной речи употребляются деепричастия с суффиксом В. Беседа: проблемная беседа. -А какое явление может происходить, когда основа инфинитива заканчивается на согласный? Посмотрите на пример. Слово учителя: педагогическое требование. Приведите свои примеры, выделите основу и суффиксы. Теперь запишем такие примеры и от данных глаголов образуем деепричастия. Языковой материал Пытаться, кусаться Беседа: проблемная беседа. -Какой вывод можно сделать? Теперь посмотрите на доску. Языковой материал: 1.Он, забыв обо все, помчался с к другу. 2. Она ждала его, волнуясь, под навесом Беседа: репродуктивная беседа. Различается ли значение деепричастий С.в. и Н.в. по отношению к главному действию? Педагогическое требование. Допишите это в свою схему: Под Н.в – незаконченное добавочное действие. Под С.в. – законченное добавочное действие. Слово учителя: педагогическое требование: Теперь, чтобы потренироваться в выделении основ, выполним упражнение 586, 587. С каждого упражнения делаем первую строчку. Выполняем строго по образцу. Поверяем упражнение 586. Слово учителя: инструктирующее слово Запишите домашнее задание: теория на странице 46. Упр. 586 и 587 (2-ая строчка). Оценочное слово. Слово учителя: сообщающее слово. Теперь узнав, как образуются деепричастия С.в и Н.в, мы легко сможем делать морфемный разбор деепричастия. Но сложность заключается в том, что часто у деепричастий бывает несколько суффиксов.И чтобы правильно выделить их, нужно определить глагол, от которого оно образовано, выделить в нем суффикс, а затем постараться найти его в деепричастии. Например: РАСПИСЫВАЯ. Находим суффикс деепричастия – Я, затем нужно разобрать глагол, от которого образовалось деепричастие. Расписывать – убираем окончание, находим корень, а все, что осталось – это глагольный суффикс, он и переходит к деепричастию. РАСПИС-ыва-Я – РАСПИС-ыва-ТЬ. Слово учителя: педагогическое требование. Теперь потренируемся в разборе деепричастий по составу. Языковой материал: Перелетая, забирая, покосившись, проговорив. Слово учителя: сообщающее слово. Итак, ребята, мы сегодня выяснили, как образуются деепричастия С.В и Н.В, потренировались в разборе деепричастий. Теперь можете отдыхать. Увидимся на 6-ом уроке. |
Образец записи: Двадцать второе февраля. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образец ответа: -Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии. -Оформляются запятыми. -И деепричастия – запятыми. Образец записи: 1.Мария, засмеявшись, отошла в сторону. P. 2.Теперь уже пыльные листья пышной липы, сбившись в зеленую кучу, хихикали, подсказывали друг другу. U. 3. Человек, заметив меня, проворно снял с плеча винтовку. P. 4. Мальчишки помирали со смеха, глядя на ее отчаяние. I. 5.Я не смыкая глаз всю ночь просидел рядом с Мухтаром. L. Орфограммы: 1. ЗасмЕявшись – смЕх, пОшла – нет приставки ПА, сторОну – сторОнка. 2. ЗЕленую – зЕлень, хИхикали - ???, хихикАли – ???. 3. Заметив – приставка ЗА, заметИв – II спр., пЛеча – плЕчики, вИнтовку - ??? 4. Мальчишки – мАльчики, пОмирали – приставка ПО, помИрали – суффикс А, Отчаяние - ???. 5. ПрОсидел – приставка ПРО. Образец записи: С.в: посеявши, укусив, забыв, спев, увлекшись; Н.в: сидя, крутя, пытаясь, крутя, лежа. Образец ответа: Мы ставим глагол в форму настоящего времени любого лица, кроме 1-го?????. Сидеть – сидим – сидят. И убираем окончание, так как окончание никогда не входит в основу слова. Все, что у нас осталось без окончания и будет основой настоящего времени. И уже к основе настоящего времени мы добавляем суффиксы деепричастия Н.В. С инфинитивом все еще проще. Нам нужно убрать только инфинитивное окончание (ть) и подставить суффиксы деепричастия С.В. Образец ответа: -Когда основа заканчивается на мягкий согласный, мы употребляем суффикс Я, когда на твердый – А. Образец записи: Рисовать -рисуем – рисуя. Дышать – дышим – дыша. Образец ответа: -Когда основа инфинитива заканчивается на гласный, мы будем добавлять суффиксы ВШИ, В. Когда на согласный – ШИ. Образец ответа -Может происходить чередование гласных. Образец записи: Сделать – сделав, сделавши. Испечь – испекши. Образец записи: Пытаясь, кусаясь. Образец ответа: -При образовании деепричастий от возвратных глаголов остается постфикс СЯ. Образец ответа учеников. Н.в – добавочное действие, которое еще происходит одновременно с главным. С.в – добавочное действие, которое уже закончилось. Образец записи: Упр. 586. Двигать – двига-ем (наст.вр) – двига-я. Глагол I спр. (ать, ять). Двигаться – двига-ют-ся (наст.вр.) – двига-я-сь. Глагол I спр. (ать, ять) Возвращаться –возвраща-ют-ся (наст.вр.) – возвраща-я-сь. ВозврАтный. Глядеть – гляд-им (наст.вр.) – гляд-я. ГлЯдя. Вытираться – вытира – ют – ся (наст. вр.) – вытира-я-сь. Тир(тер) – суффикс А. Упр. 587. Закипе-ть – закипе-в, закипевши. ЗакИпеть – слов слово. Выби-ть-ся – выби-вши-сь. ВыбИться – бИть. Исчезну-ть – исчезну-в, исчезну-вши. Прости-ть-ся – прости-вши-сь. ПрОстить - ????. Разбежа-ть-ся – разбежа-вши-сь. РазбЕжавшись – бЕг. Образец записи: Пере-лет-а-я, за-бир-а-я, по-кос-и-вши-сь, про-говор-и-в. |
Записать на доске дату, вид работы, тему урока. Написать на доске код: p-2, l-0, u-3, i-1. Записать на крыле предложения: 1.Он, забыв обо все, помчался с к другу. 2. Она ждала его, волнуясь, под навесом Раздать листы с предложениями. . |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.