Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
Урок № 1. 1.Организационный этап 2.Повторение пройденного материала. 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление изученного материала. 5. Подведение итогов. Урок № 2. 1. Организационный этап. 2. Повторение пройденного материала. 3. Домашнее задание. 4. Повторение пройденного материала. 5. Подведение итогов |
Слово учителя: приветственное слово: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Слово учителя: пед.требование. Приготовьте рабочие места к уроку. Запишите дату и тему урока. Слово учителя: вводное слово. Сегодня мы с вами продолжим изучать причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте. Слово учителя: сообщающее слово. Для того чтобы не делать ошибок при постановке знаков препинания при деепричастном обороте, вам необходимо видеть причастие с зависимым словом и уметь отличать причастие от прилагательного и деепричастия. Для этого мы выполним распределительный диктант. Слово учителя: инструктирующее слово. Запишите вид работы в тетради. У нас будет три столбика: Прил+зав.сл., деепр.+зав.сл., прич.+зав.сл.. Работать будем следующим образом: я буду диктовать словосочетания, а вы должны будете распределить их по подходящим столбикам. К доске выполнять эту работу пойдет Влада. Слово учителя: пед. требование. Итак, слушаем внимательно и записываем. Языковой материал: Стоявшие за домом, старинный дом, быстро бегая, пробежав мимо, покрашенный краской, подземная темница, улыбнувшись прохожему, заросший травой, надменный человек. Слово учителя: инструктирующее слово. Обменяйтесь тетрадями, возьмите ручку другого цвета или карандаш, проверяем! За каждое слово, написанное в правильный столбик, ставим плюс. Максим, читай, как ты распределил слова! Молодец! Поставьте «5» тем, у кого все верно! Если есть ошибки, ничего не ставьте, т.к. работа небольшая. ОТМЕТКА РАБОТАЮЩЕМУ У ДОСКИ!!!!! Слово учителя: сообщающее слово. Верните тетради соседу. Поднимите руки те, кто получил отметку. Молодцы! Отметки будут выставлены в журнал. Остальным необходимо повторить определение причастия, деепричастия и прилагательного, чтобы в следующий раз не допустить ошибок». Слово учителя: сообщающее слово. А теперь мы обратимся к 634 упражнению на 69-ой странице, которое вам необходимо было выполнить устно дома. Посмотрите на фотографию. Беседа: репродуктивная беседа. -Что изображено на ней? Слово учителя: сообщающее слово. Да, действительно - это Никитинский монастырь из города Переяславль-Залесского. Основан он был во имя великомученика Никиты около XI-XII века. Беседа: репродуктивная беседа. -Какое время суток изображено на фотографии? -Какими словами вы бы описали эту фотографию? Слово учителя: инструктирующее слово. А теперь посмотрите, какие причастные обороты предлагают нам авторы учебника. Читаем, вставляя пропущенные буквы, Настя Малыхина. Слово учителя: сообщающее слово. Итак, дома вам необходимо было устно составить текст-описание фотографии, используя данные словосочетания. И чтобы вы не сделали ошибок в оформлении пунктуации причастного оборота, повторим расстановку знаков препинания. Обратите внимание на схемы на доске. Беседа: репродуктивная беседа. -Расскажите, что значат эти схемы, какое правило объясняют? Слово учителя: инструктирующее слово. Теперь у вас будет 5 минут для того, чтобы записать ваш текст в тетрадь, выделить определяемые слова и причастные обороты, правильно расставив знаки препинания. Также вам необходимо подчеркнуть причастные обороты как члены предложения. Работаем! Слово учителя: пед. требование. Поверяем! Свой текст, проговаривая знаки препинания, нам прочитает, Саша. ОТМЕТКА ЧИТАЮЩЕМУ!!! Слово учителя: сообщающее слово. Остальные работы я проверю, когда вы сдадите тетради. А теперь прочитайте теоретический материал под упражнением. Беседа: репродуктивная беседа. -Итак, как же называется причастный оборот, стоящий после определяемого слова и выделяемый запятыми? -А как произносятся обособленные члены предложения? Слово учителя: инструктирующее слово. Найдите в своем тексте такое предложение, в котором присутствует обособленное определение в виде причастного оборота. Теперь по цепочке зачитываем выразительно по одному предложению, интонационно выделяя обособленные определения. Начнем с Оли. Оценочное слово. Беседа: репродуктивная. -А теперь вспомните, как причастие согласуется с определяемым словом? Приведите пример. Слово учителя: сообщающее слово Для того чтобы отработать умение правильно согласовывать причастие и определяемое слово, выполним следующее задание. Слово учителя: инструктирующее слово. Я раздаю вам карточку с предложениями. Вы эти предложения переписываете в тетради, расставляете знаки препинания, а причастия в скобках ставите в нужную форму, согласуя их с определяемым словом. Графически обозначьте причастные обороты.. Первым трем выполнившим верно задание поставлю отметки в журнал. Работаем! Языковой материал: 1) Узкая, длинная коса походила на огромную башню (упавший) с берега в море. 2) Тучи покрыли его ровным тяжелым полотном (опустившийся) над водой. 3) Маленькие игривые волны (рождаемый) ласковым дыханием ветра тихо бились о борт. 4). В шорохе (окружавший) нас я услышал голос с берега. Слово учителя: пел. требование. Проверяем. Читай свой вариант, Катя. Исправляем, у кого есть ошибки Оценочное слово! Слово учителя: обобщающее слово. Итак, мы с вами выяснили, как называется деепричастный оборот, стоящий после определяемого слова. Выяснили, как интонационно оформляется обособленное определение. Потренировались находить причастные обороты в предложении и правильно оформлять их пунктуационно. Продолжим на следующем уроке. Слово учителя: вводное слово. Присаживайтесь, ребята. Мы продолжаем нашу тему «Причастный оборот». В ходе этого урока мы продолжим совершенствовать ваши знания о причастии и причастном обороте. Слово учителя: сообщающее слово. А сейчас, чтобы повторить пройденный материал по причастному и деепричастному оборотам, мы поиграем с вами в «Тайного агента». Вы уже знакомы с таким видом работы. Слово учителя: ведущее слово учителя. Запишите в тетради: «Программированный диктант». Слово учителя: сообщающее слово. Чтобы проверить, умеете ли вы правильно оформлять пунктуацию при причастном и деепричастном оборотах, вам предстоит разгадать очередной шифр, состоящий из нескольких букв. Слово учителя: инструктирующее слово. Работать будем так: я раздаю вам карточки, на которых вы видите 4 предложения. Вам необходимо их списать, расставить знаки препинания, а затем к каждому предложению подставить соответствующую букву. Буквы шифра находятся на этих же карточках, под предложениями. В итоге у вас должно получиться английское слово. Работаем! Первым двум разгадавшим шифр и верно расставившим знаки препинания выставлю отметки в журнал. Языковой материал: 1. Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда идущего к одинокой станции окруженной тьмой. 2. Любуясь на цветущую черемуху сам невольно начинаешь улыбаться. 3. Хорошо утоптанная тропинка привела нас к живописному болоту. 4. Он летел на встречу сломя голову. Буквы для шифра: L – предложение с причастным оборотом перед определяемым словом.. E – предложение с деепричастным оборотом, не оформленным запятыми. T – предложение с причастным оборотом после определяемого слова.. A – предложение с деепричастным оборотом, оформленным запятыми. Слово учителя: пед. требование Проверяем! Беседа: репродуктивная беседа. -А кто знает, как переводится данное слово? Слово учителя: сообщающее слово. Все верно – сказка! Вы наверняка, так же, как и я, в детстве любили сказки и интересные истории. Я хочу рассказать вам «Историю волшебного клубка». Беседа: репродуктивная беседа. -Как вы думаете, о чем она? Языковой материал: Это очень старинная вещь подаренная мне еще бабушкой. Бабушка была пожилая ведьма приехавшая к нам из Шотландии. У нее крючковатый нос и рыжие волосы собранные в пучок. Она вошла отпустила двух леших втащивших чемоданы и принялась раздавать подарки. Моей старшей сестре она подарила сапоги-скороходы сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре. Младший братик получил карту помогающую клады отыскивать. Ну а клубочек указывающий дорогу бабушка подарила мне. Беседа: репродуктивная беседа. -Понравилась ли вам история? -Чем понравилась/ не понравилась история? Слово учителя: инструктирующее слово. Для совершенствования умения находить причастный оборот в тексте и правильно его оформлять поработаем с этой сказочной историей. На ваших партах лежат карточки с текстом «Истории волшебного клубка». Вам необходимо расставить знаки препинания там, где они должны быть. Работаем в самих карточках. Находим определяемое слово и зависимое, правильно задаем вопрос. Итак, комментируем предложения по цепочке Беседа: репродуктивная беседа. Ребята, для чего в своей речи мы используем причастные обороты? Слово учителя: сообщающее слово. И сейчас мы попробуем на слух выделять причастные обороты из предложения, слушая интонацию голоса и ориентируясь на паузы. Слово учителя: инструктирующее слово. Итак, запишите вид работы: «Пунктуационный диктант». Работать будем следующим образом: я диктую предложения, а вы только выписывает знаки препинания в том порядке, в котором они появляются в предложении. Кто не понял, как работать? Разберем одно предложение: Языковой материал: 1.Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела. Слово учителя: ведущее слово. Ставим в тетрадях цифру «1». Я еще раз диктую предложение вы выписываете только знаки препинания. Языковой материал: 2.В моей душе горит сейчас она, как факел, освещающий дорогу. 3.Мальчишкой, часами пропадавшим в зоомузее, был я. 4.Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды. 5.Воздух, пахнущий смолой, чуть сыроват, прохладен и душист. Слово учителя: педагогическое требование. Проверяем! Слово учителя: пед. требование. Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Стр. 69-70 (теория), упр. 635-ое (письм.), 638-ое (выучить). Слово учителя: сообщающее слово. А теперь проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков и сегодняшних. Для этого мы выполним небольшую самостоятельную работу. Слово учителя: инструктирующее слово. Работать будем по вариантам. Я раздаю вам карточки. Вам необходимо списать предложения, правильно расставляя знаки препинания, подчеркивая грамматическую основу и причастный оборот. Составьте схемы к каждому предложению. Языковой материал: 1 вариант: 1.В глубине были видны не успевшие еще дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок. 2.Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами. 3.За ее спиной в плетеной сумочке висели баранки посыпанные маком. 2 вариант: 1.Мы подошли к дому окруженному лающими собаками. 2..Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. 3.Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу. Слово учителя: педагогическое требование. Заканчиваем и сдаем работы. Слово учителя: обобщающее слово учителя. Итак, сегодня на занятии мы с вами вновь говорили о причастном обороте, вспомнили, как он оформляется на письме, каким членом предложения является и как оформляется интонационно. Мы много успели сделать. Вы молодцы! спасибо за работу. Отдыхайте. |
Образец записи в тетради: Двенадцатое марта Причастный оборот СтОявшие – стОя, стариННый – старин+н, прОбЕжав – бЕг, приставки прА не бывает, пОкрашЕННый – ПО не бывает, суффикс причастия ЕНН, пОдземная – приставки пАд не бывает, тЕмница – тЕмный, прОхожему – приставки прА не бывает. Образец ответа: -Монастырь. -Закат. Образец ответа: за гОризонтом – сл.слово По бАгряно-золотому - сл.слово мЕрцающий – сл.слово распОложенный – приставки ПА не бывает разлИчимый – разлИчие вОлнующий – вОлны очАровывающий – чАры крАсотой – крАсный обнАжающий – нАг сИлуэт – сл.слово мОнастыря – сл.слово поглАщающий – сл.слово дремлЮщий – дремать, 1спр в бАгряных сумЕрках – сл.слово раздЕляющий – дЕлим пЕйзаж – сл.слово кОнтрастные – сл.слово покОряющий – покОрность обыдЕнный – раствОряющийся – раствОр в тЕмноте – тЕмный воспомИнанания – сл.слово» Образец ответа: Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми с двух сторон. Если стоит перед, то запятыми не выделяется. Образец ответа: -Обособленное определение. -Произносятся с интонацией обособления: более низким голосом, с паузами. Образец ответа: -Согласуются в роде, числе, падеже. Образец записи: 1. Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда, идущего к одинокой станции, окруженной тьмой. T 2. Любуясь на цветущую, черемуху сам невольно начинаешь улыбаться. A 3. Хорошо утоптанная тропинка привела нас к живописному болоту. L 4. Он летел на встречу сломя голову. E Образец ответа: -Сказка. Образец ответа: -О волшебном клубке, о сказочном предмете. Образец записи на карточках: Это очень старинная вещь, подаренная мне еще бабушкой. Бабушка была пожилая ведьма, приехавшая к нам из Шотландии. У нее крючковатый нос и рыжие волосы, собранные в пучок. Она вошла, отпустила двух леших, втащивших чемоданы, и принялась раздавать подарки. Моей старшей сестре она подарила сапоги-скороходы, сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре. Младший братик получил карту, помогающую клады отыскивать. Ну а клубочек, указывающий дорогу, бабушка подарила мне. Образец ответа: Для того, чтобы наша речь была более благозвучной, красивой и выразительной! Образец записи: 1),,,,. 2),,. 3),,. 4). 5),,,. Образец записи: 1 вариант: 1.В глубине были видны не успевшие еще дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок. 2.Чучело гориллы, окруженное листвой из крашеных стружек, уносило в лесную чащу бесчувственную девушку, с распущенными золотыми волосами. 3.За ее спиной в плетеной сумочке висели баранки, посыпанные маком. 2 вариант: 1.Мы подошли к дому, окруженному лающими собаками. 2.Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. 3.Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. |
Записать на доске дату, тему урока. Написать на доске столбики. И схемы (на крыле). |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.