Конспект урока по теме: "Причастный оборот. Знаки препинания"

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Урок № 1.

1.Организационный этап

2.Повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов.

Урок № 2.

1. Организационный этап.

2. Повторение пройденного материала.

3. Домашнее задание.

4. Повторение пройденного материала.

5. Подведение итогов

Слово учителя: приветственное слово:

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Слово учителя: пед.требование.

Приготовьте рабочие места к уроку. Запишите дату и тему урока.

Слово учителя: вводное слово.

Сегодня мы с вами продолжим изучать причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте.

Слово учителя: сообщающее слово.

Для того чтобы не делать ошибок при постановке знаков препинания при деепричастном обороте, вам необходимо видеть причастие с зависимым словом и уметь отличать причастие от прилагательного и деепричастия. Для этого мы выполним распределительный диктант.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Запишите вид работы в тетради. У нас будет три столбика: Прил+зав.сл., деепр.+зав.сл., прич.+зав.сл..

Работать будем следующим образом: я буду диктовать словосочетания, а вы должны будете распределить их по подходящим столбикам. К доске выполнять эту работу пойдет Влада.

Слово учителя: пед. требование.

Итак, слушаем внимательно и записываем.

Языковой материал:

Стоявшие за домом, старинный дом, быстро бегая, пробежав мимо, покрашенный краской, подземная темница, улыбнувшись прохожему, заросший травой, надменный человек.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Обменяйтесь тетрадями, возьмите ручку другого цвета или карандаш, проверяем! За каждое слово, написанное в правильный столбик, ставим плюс. Максим, читай, как ты распределил слова! Молодец! Поставьте «5» тем, у кого все верно! Если есть ошибки, ничего не ставьте, т.к. работа небольшая.

ОТМЕТКА РАБОТАЮЩЕМУ У ДОСКИ!!!!!

Слово учителя: сообщающее слово.

Верните тетради соседу. Поднимите руки те, кто получил отметку. Молодцы! Отметки будут выставлены в журнал. Остальным необходимо повторить определение причастия, деепричастия и прилагательного, чтобы в следующий раз не допустить ошибок».

Слово учителя: сообщающее слово.

А теперь мы обратимся к 634 упражнению на 69-ой странице, которое вам необходимо было выполнить устно дома. Посмотрите на фотографию.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Что изображено на ней?

Слово учителя: сообщающее слово.

Да, действительно  - это Никитинский монастырь из города Переяславль-Залесского. Основан он был во имя великомученика Никиты около XI-XII века.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Какое время суток изображено на фотографии?

-Какими словами вы бы описали эту фотографию?

Слово учителя: инструктирующее слово.

А теперь посмотрите, какие причастные обороты предлагают нам авторы учебника. Читаем, вставляя пропущенные буквы, Настя Малыхина.

Слово учителя: сообщающее слово.

Итак, дома вам необходимо было устно составить текст-описание фотографии, используя данные словосочетания.

И чтобы вы не сделали ошибок в оформлении пунктуации причастного оборота, повторим расстановку знаков препинания. Обратите внимание на схемы на доске.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Расскажите, что значат эти схемы, какое правило объясняют?

Слово учителя: инструктирующее слово.

Теперь у вас будет 5 минут для того, чтобы записать ваш текст в тетрадь, выделить определяемые слова и причастные обороты, правильно расставив знаки препинания. Также вам необходимо подчеркнуть причастные обороты как члены предложения. Работаем!

Слово учителя: пед. требование.

Поверяем!

Свой текст, проговаривая знаки препинания, нам прочитает, Саша.

ОТМЕТКА ЧИТАЮЩЕМУ!!!

Слово учителя: сообщающее слово.

Остальные работы я проверю, когда вы сдадите тетради.

А теперь прочитайте теоретический материал под упражнением.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Итак, как же называется причастный оборот, стоящий после определяемого слова и выделяемый запятыми?

-А как произносятся обособленные члены предложения?

Слово учителя: инструктирующее слово.

Найдите в своем тексте такое предложение, в котором присутствует обособленное определение в виде причастного оборота. Теперь по цепочке зачитываем выразительно по одному предложению, интонационно выделяя обособленные определения. Начнем с Оли.

Оценочное слово.

Беседа: репродуктивная.

-А теперь вспомните, как причастие согласуется с определяемым словом? Приведите пример.

Слово учителя: сообщающее слово

Для того чтобы отработать умение правильно согласовывать причастие и определяемое слово, выполним следующее задание.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Я раздаю вам карточку с предложениями. Вы эти предложения переписываете в тетради, расставляете знаки препинания, а причастия в скобках ставите в нужную форму, согласуя их с определяемым словом. Графически обозначьте причастные обороты.. Первым трем выполнившим верно задание поставлю отметки в журнал. Работаем!

Языковой материал:

1) Узкая, длинная коса походила на огромную башню (упавший) с берега в море. 2) Тучи покрыли его ровным тяжелым полотном (опустившийся) над водой. 3) Маленькие игривые волны (рождаемый) ласковым дыханием ветра тихо бились о борт. 4). В шорохе (окружавший) нас я услышал голос с берега.

Слово учителя: пел. требование.

Проверяем. Читай свой вариант, Катя. Исправляем, у кого есть ошибки

Оценочное слово!

Слово учителя: обобщающее слово.

Итак, мы с вами выяснили, как называется деепричастный оборот, стоящий после определяемого слова. Выяснили, как интонационно оформляется обособленное определение. Потренировались находить причастные обороты в предложении и правильно оформлять их пунктуационно. Продолжим на следующем уроке.

Слово учителя: вводное слово.

Присаживайтесь, ребята.

Мы продолжаем нашу тему «Причастный оборот». В ходе этого урока мы продолжим совершенствовать ваши знания о причастии и причастном обороте.

Слово учителя: сообщающее слово.

А сейчас, чтобы повторить пройденный материал по причастному и деепричастному оборотам, мы поиграем с вами в «Тайного агента». Вы уже знакомы с таким видом работы.

Слово учителя: ведущее слово учителя.

Запишите в тетради: «Программированный диктант».

Слово учителя: сообщающее слово.

Чтобы проверить, умеете ли вы правильно оформлять пунктуацию при причастном и деепричастном оборотах,

вам предстоит разгадать очередной шифр, состоящий из нескольких букв.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Работать будем так: я раздаю вам карточки, на которых вы видите 4 предложения. Вам необходимо их списать, расставить знаки препинания, а затем к каждому предложению подставить соответствующую букву. Буквы шифра находятся на этих же карточках, под предложениями. В итоге у вас должно получиться английское слово. Работаем! Первым двум разгадавшим шифр и верно расставившим знаки препинания выставлю отметки в журнал.

Языковой материал:

1. Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда идущего к одинокой станции окруженной тьмой.

2. Любуясь на цветущую черемуху сам невольно начинаешь улыбаться.

3. Хорошо утоптанная тропинка привела нас к живописному болоту.

4. Он летел на встречу сломя голову.

 Буквы для шифра:

L – предложение с причастным оборотом перед определяемым словом..

E – предложение с деепричастным оборотом, не оформленным запятыми.

T – предложение с причастным оборотом после определяемого слова..

A – предложение с деепричастным оборотом, оформленным запятыми.

Слово учителя: пед. требование

Проверяем!

Беседа: репродуктивная беседа.

-А кто знает, как переводится данное слово?

Слово учителя: сообщающее слово.

Все верно – сказка!

Вы наверняка, так же, как и я, в детстве любили сказки и интересные истории. Я хочу рассказать вам «Историю волшебного клубка».

Беседа: репродуктивная беседа.

-Как вы думаете, о чем она?

Языковой материал:

        Это очень старинная вещь подаренная мне еще бабушкой. Бабушка была пожилая ведьма приехавшая к нам из Шотландии. У нее крючковатый нос и рыжие волосы собранные в пучок.

     Она вошла отпустила двух леших втащивших чемоданы и принялась раздавать подарки. Моей старшей сестре она подарила сапоги-скороходы сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре. Младший братик получил карту помогающую клады отыскивать. Ну а клубочек указывающий дорогу бабушка подарила мне.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Понравилась ли вам история?

-Чем понравилась/ не понравилась история?

Слово учителя: инструктирующее слово.

Для совершенствования умения находить причастный оборот в тексте и правильно его оформлять поработаем с этой сказочной историей.

На ваших партах лежат карточки с текстом «Истории волшебного клубка». Вам необходимо расставить знаки препинания там, где они должны быть. Работаем в самих карточках. Находим определяемое слово и зависимое, правильно задаем вопрос. Итак, комментируем предложения по цепочке

Беседа: репродуктивная беседа.

Ребята, для чего в своей речи мы используем причастные обороты?

Слово учителя: сообщающее слово.

И сейчас мы попробуем на слух выделять причастные обороты из предложения, слушая интонацию голоса и ориентируясь на паузы.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Итак, запишите вид работы: «Пунктуационный диктант». Работать будем следующим образом: я диктую предложения, а вы только выписывает знаки препинания в том порядке, в котором они появляются в предложении. Кто не понял, как работать?

Разберем одно предложение:

Языковой материал:

1.Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела.

Слово учителя: ведущее слово.

Ставим в тетрадях цифру «1». Я еще раз диктую предложение вы выписываете только знаки препинания.

Языковой материал:

2.В моей душе горит сейчас она, как факел, освещающий дорогу.

3.Мальчишкой, часами пропадавшим в зоомузее, был я.

4.Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.

5.Воздух, пахнущий смолой, чуть сыроват, прохладен и душист.

Слово учителя: педагогическое требование.

Проверяем!

Слово учителя: пед. требование.

Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Стр. 69-70 (теория), упр. 635-ое (письм.), 638-ое (выучить).

Слово учителя: сообщающее слово.

А теперь проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков и сегодняшних. Для этого мы выполним небольшую самостоятельную работу.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Работать будем по вариантам. Я раздаю вам карточки. Вам необходимо списать предложения, правильно расставляя знаки препинания, подчеркивая грамматическую основу и причастный оборот. Составьте схемы к каждому предложению.

Языковой материал:

1 вариант:

1.В  глубине  были видны  не успевшие  еще дотянуться  до поверхности воды круглые  листки кувшинок. 

2.Чучело гориллы  окруженное листвой из крашеных  стружек уносило  в лесную  чащу бесчувственную  девушку с распущенными  золотыми волосами. 

3.За ее спиной в плетеной  сумочке висели  баранки  посыпанные  маком.

2 вариант:

1.Мы подошли  к дому  окруженному  лающими собаками. 

2..Я боялся  поднять глаза  и видел только  начищенные  до невероятного  блеска крепкие  ботинки гардемарина.

3.Любишь  каждую травинку  поникшую от росы или согретую  солнцем, каждую  кружку воды  из лесного  колодца, каждое дерево над  озером трепещущее  в безветрии  листьями, каждый  крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

Слово учителя: педагогическое требование.

Заканчиваем и сдаем работы.

Слово учителя: обобщающее слово учителя.

Итак, сегодня на занятии мы с вами вновь говорили о причастном обороте, вспомнили, как он оформляется на письме, каким членом предложения является и как оформляется интонационно. Мы много успели сделать. Вы молодцы! спасибо за работу. Отдыхайте.

Образец записи в тетради:

Двенадцатое марта

Причастный оборот

СтОявшие – стОя, стариННый – старин+н, прОбЕжав – бЕг, приставки прА не бывает, пОкрашЕННый – ПО не бывает, суффикс причастия ЕНН, пОдземная – приставки пАд не бывает, тЕмница – тЕмный, прОхожему – приставки прА не бывает.

Образец ответа:

-Монастырь.

-Закат.

Образец ответа:

за гОризонтом – сл.слово

По бАгряно-золотому  - сл.слово

мЕрцающий – сл.слово

распОложенный – приставки ПА не бывает

разлИчимый – разлИчие

вОлнующий – вОлны

очАровывающий – чАры

крАсотой – крАсный

обнАжающий – нАг

сИлуэт – сл.слово

мОнастыря – сл.слово

поглАщающий – сл.слово

дремлЮщий – дремать, 1спр

в бАгряных сумЕрках – сл.слово

раздЕляющий – дЕлим

пЕйзаж – сл.слово

кОнтрастные – сл.слово

покОряющий – покОрность

обыдЕнный –

раствОряющийся – раствОр

в тЕмноте – тЕмный

воспомИнанания – сл.слово»

Образец ответа:

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми с двух сторон. Если стоит перед, то запятыми не выделяется.

Образец ответа:

-Обособленное определение.

-Произносятся с интонацией обособления: более низким голосом, с паузами.

Образец ответа:

-Согласуются в роде, числе, падеже.

Образец записи:

1. Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда, идущего к одинокой станции, окруженной тьмой. T

2. Любуясь на цветущую, черемуху сам невольно начинаешь улыбаться. A

3. Хорошо утоптанная тропинка привела нас к живописному болоту. L

4. Он летел на встречу сломя голову. E

Образец ответа:

-Сказка.

Образец ответа:

-О волшебном клубке, о сказочном предмете.

Образец записи на карточках:

Это очень старинная вещь, подаренная мне еще бабушкой. Бабушка была пожилая ведьма, приехавшая к нам из Шотландии. У нее крючковатый нос и рыжие волосы, собранные в пучок.

     Она вошла, отпустила двух леших, втащивших чемоданы, и принялась раздавать подарки. Моей старшей сестре она подарила сапоги-скороходы, сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре. Младший братик получил карту, помогающую клады отыскивать. Ну а клубочек, указывающий дорогу, бабушка подарила мне.

Образец ответа:

Для того, чтобы наша речь была более благозвучной, красивой и выразительной!

Образец записи:

1),,,,.

2),,.

3),,.

4).

5),,,.

Образец записи:

1 вариант:

1.В  глубине  были видны  не успевшие  еще дотянуться  до поверхности воды круглые  листки кувшинок. 

2.Чучело гориллы,  окруженное листвой из крашеных  стружек, уносило  в лесную  чащу бесчувственную  девушку, с распущенными  золотыми волосами. 

3.За ее спиной в плетеной  сумочке висели  баранки,  посыпанные  маком.

2 вариант:

1.Мы подошли  к дому,  окруженному  лающими собаками. 

2.Я боялся  поднять глаза  и видел только  начищенные  до невероятного  блеска крепкие  ботинки гардемарина.

3.Любишь  каждую травинку,  поникшую от росы или согретую  солнцем, каждую  кружку воды  из лесного  колодца, каждое дерево над  озером, трепещущее  в безветрии  листьями, каждый  крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

Записать на доске дату, тему урока.

Написать на доске столбики.

И схемы (на крыле).

Похожие материалы

Информация о работе