Конспект урока по теме: "Сжатое изложение"

Страницы работы

Содержание работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

I.Организационный  этап.

II. Повторение пройденного материала

III. Подготовка к восприятию текста

IV. Проверка домашнего задания

V. Подготовка к восприятию текста.

VI.Работа над изложением.

VII. Домашнее задание.

VIII. Подведение итогов.

Слово учителя. Приветственное слово.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Слово учителя. Ведущее слово.

Откройте ваши тетради. Запишите дату, Вид работы: «Классная работа». Тему урока. Она записана на слайде.

Слово учителя. Вводное слово.

Ребята, сегодня нас ждёт интересная и ,одновременно, трудная работа. Сегодня мы будем писать сжатое изложение. Таким образом, на уроке нам предстоит  работа с текстом, его анализ, а также мы будем отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Но для начала вспомним, какой вид работы называется изложением?

-И чем оно отличается, например, от сочинения?

-А теперь вспомним, каким же может быть изложение?

-Какое изложение мы называем сжатым? В чем его особенность?

-Что должно быть отображено в сжатом изложении?

Слово учителя: сообщающее слово.

Все верно! Таким образом, при написании сжатого изложения вам необходимо отобрать основное содержание текста, выделить главное, исключить второстепенное.  При этом не забывайте, что текст должен быть связным.

Ребята, но для того, чтобы наше изложение получилось сжатым, нам необходимо вспомнить приемы сжатия текста.

Беседа: репродуктивная беседа.

Вспомните, как можно сжимать информацию в тексте? Напоминаю, что таких приемов несколько.

Беседа: эвристическая беседа.

В нашем тексте будет представлен диалог героев. Каким же образом можно сжимать диалоги? Подумайте

Опрос: индивидуальный опрос.

Теперь нам необходимо вспомнить, как оформляется прямая речь на письме. К доске пойдет и запишет схемы прямой речи, Марина.

Кто не согласен с Мариной?

Слово учителя: оценочное слово.

Марина, ты все верно записала.

Опрос: индивидуальный опрос:

А теперь расшифруем эти схемы. Илья, пожалуйста.

Слово учителя: оценочное слово.

Молодец, Илья! Все верно!

Слово учителя: сообщающее слово.

Итак, мы выяснили, что  можем включить замену диалоговых конструкций простыми предложениями с прямой речью в приемы сжатия исходного текста.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Ребята, теперь откройте учебники на  32-ой странице и обратите внимание на  текст под 75-ым номером. Это именно тот текст, который мы сегодня будем сжимать. 

Я буду читать текст, а вы в это время подумаете, какова тема текста, в чем заключается основная мысль, и подумаете над заглавием  данного отрывка.

Итак, работаем!

Языковой материал:

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмется от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

-Замолаживает…

-То есть как «замолаживает»? – Мичман смотрит недоуменно.

-Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло всю его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль .

(По М. Булатову и В. Порудоминскому.)

Беседа: эвристическая беседа.

-Итак, ребята вы прослушали текст.

О чем он?

-Какова основная тема?

-Как можно, на ваш взгляд, озаглавить этот текст?

Слово учителя: сообщающее слово.

А сейчас проверим домашнее задание. Дома вам было необходимо в толковом словаре найти значение нескольких слов, которые, как мы уже увиделт, встречаются в этом тексте

Языковой разбор: лексический (частичный).

А теперь поработаем со словами, значение которых вы можете не знать:

Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели.

Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.

Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин.

Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Ребят, так кем же является  Владимир Иванович Даль?

Беседа: эвристическая беседа.

-А есть ли у  В. И. Даля какие – либо еще заслуги, знаменит ли  он еще чем-нибудь? Слово учителя: инструктирующее слово.

Тогда я вам расскажу немного о заслугах этого человека и об истории создания того самого словаря, о котором идет речь в нашем отрывке. А вы по исходу рассказа ответите на след вопросы: -Чем заинтересовал вас В.И. Даль? – Кто подсказал идею по созданию «Толкового словаря»? – Какой еще труд был написан В.И. Далем   

Слово учителя: сообщающее слово.

Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.

Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору.

Новое служебное поприще потребовало от В.И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края. «В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглотом-многоязычником, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский... Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры».

В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек

В сентябре 1833 года в Оренбург пребывает Александр Сергеевич Пушкин, чтобы побывать  в местах пугачевского бунта. «Они (Пушкин и Даль)  познакомились осенью 1832 года, когда Даль передал поэту свою книжицу «Русские сказки. Пяток первый».

Владимир Даль вызвался сопровождать Пушкина в его поездке по Оренбургскому краю. Не откладывая дела в долгий ящик, на следующий день после приезда в Оренбург, Пушкин и Даль отправились в Бердскую станицу, бывшую станицу Пугачева.  Путешественники  посетили крепости Татищево и Нижнеозерную, побывали в Яицком городке, где Пугачев объявил себя царем Петром III.

«Семь дней Пушкин и Даль были вдвоем и в городе, и в степной дороге, и в казачьих крепостях.

Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет.

И даже просил будто бы Пушкин не забыть и вставить в словарь, где нужно, предания старины глубокой, приметы народные.

Так что Далев Словарь родился и наполнился в Оренбурге, на Урале, и по благословению Пушкина. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал «малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым».

В 1841 году В.И.Даль опять в Петербурге, служит крупным министерским чиновником, а в 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Десять лет Даль пробыл на этой должности, и лишь с 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — «Толкового словаря».

Четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах и до сих пор сверкает, как пушкинский перстень, в нашей отечественной культуре. Кроме того, Даль издал два тома «Пословиц русского народа». Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Пришло время отвечать на вопросы.

Итак, давайте поговорим по поводу первого вопроса. Чем же вам понравился В. И. Даль?

-Так. А кто же ему посоветовал создать «Толковый словарь»?

- Какую же еще объемную работу издал Даль?

Слово учителя: оценочное слово.

Молодцы! Внимательно слушали меня.

Слово учителя. инструктирующее слово.

А теперь вновь обратимся к нашему тексту из учебника. Нам необходимо определить количество микротем (абзацев) данного рассказа и выделить в каждой микротеме основные факты и действия.

Перед этим вспомним приемы сжатия текста. Обратите внимание на слайд.

Беседа: эвристическая беседа.

-Давайте определим, сколько микротем представлено в рассказе?

-Начнем рассматривать первую микротему вместе. 1-ое предложение.  Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить?

-Смотрим на второе предложение. Можно ли это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию?  

-Теперь поработаем с 3-им и 4-ым предложением. Можно ли соединить эти два предложения в одно, убрав из обоих все лишнее?

-Можно ли убрать слово «мичманская» из этого предложения?

-Как можно озаглавить данную микротему?

Слово учителя: инструктирующее слово. Запишите себе название микротемы, которое вы считаете наиболее подходящим. После названия вам необходимо записать уже переработанный, сжатый текст, использую приемы сжатия, кт мы сегодня вспомнили.. Так вы будете делать с каждой микротемой. Кто не понял задания? Не забывайте об особенностях сжатого изложения. Не забывайте, что вам необходимо передать стиль автора и языковую форму текста.

Работаем! На выполнение работы у вас 15 минут.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Заканчиваем работу. Сейчас мы послушаем некоторые работы, а дома вы перепишите ваши изложения в тетради, причем названия ваших микротем будет планом, т.е сначала вы пишите в тетрадях план, затем текст изложения. Кто не понял как вы будете работать дома?

Итак, послушаем работу Миши.

Слово учителя: оценочное слово.

Молодец, Миша! Очень хорошо.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Итак, расскажите мне, какие приемы сжатия исходного текста вы сегодня использовали?

Слово учителя: обобщающее слово.

Итак, ребята. сегодня мы потренировались с помощью приемов сжатия текста писать изложение. Вы очень хорошо поработали. И на следующем занятии урока развития речи, вы все очень хорошо напишите сжатое изложение.

Спасибо за работу! Отдыхайте!

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.

Письмо (оформление тетради к работе)

Образец записи в тетради:

Пятнадцатое апреля.

Классная работа.

Сжатое изложение.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.

Образец устного ответа учеников:

-Изложение – это пересказ текста. Но необходимо помнить, что при пересказе мы должны передать авторский стиль и языковую форму текста.

-В изложении мы передаем уже готовый текст, а  текст для сочинения  мы придумываем сами.

-Изложение можеть быть подробным и сжатым

Сжато изложение – это такое изложение, при котором содержание передается сжато, кратко, обобщенно.

В сжатом тексте должны быть отражены: основное содержание текста; тема и идея высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.

Образец ответа учеников:

-Исключение второстепенной

(избыточной) информации

-Упрощение синтаксических

структур (заменить большие 

предложения синонимичными)

- Обобщение конкретных, единичных фактов

Образец ответа учеников:

-Можно заменить простыми предложениями с прямой речью.

Запись  ответа ученика на доске:

А: «П». А: «П!?»

«П», - а. «П!?» - а.

Образец ответа  ученика:

Если предложение начинается со слов автора, то после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки и начинается с заглавной буквы.

Далее. Если предложение начинается с прямой речи, то мы заключаем ее в кавычки, после нее ставим соответствующий знак препинания, далее – тире и слова автора с маленькой буквы

Слушание: глобальное,неоценочное, нерефлексивное.

Образец устных ответов учеников:

-Этот текст о том, как В.И. Даль начал писать свой «Толковый словарь»

-Интересное слово, Начало великого словаря и т.д.

Образец ответа учеников:

Владимир Иванович составитель русского словаря.

Устный ответ учеников:

Нет, не знаем.

Слушание:

детальное, неоценочное, нерефлексивное.

Образец устных ответов учеников:

-Он знал много языков, был знаком с Пушкиным, много путешествовал, лечил людей.

-А.С. Пушкин

-Два тома «Пословиц русского народа»

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.

Образец устного ответа учеников:

-Четыре

-Да, словно под парусом

- Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока

-Тот жмется от холода: новая форма греет плохо

-Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо

-Седоку холодно, ямщик и седок и т.д.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.

Образец ответа ученика:

По серому насту сани идут легко. Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Новая мичманская форма греет плохо.

Ямщик утешает: « Замолаживает, к теплу».

Мичман дует на  закоченевшие пальцы и  старательно записывает незнакомое слово: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучами. Так говорят в Новгородской губернии».

Этот день для мичмана оказался главным в его жизни. Из этой странички после  сорока лет работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом был Владимир Иванович Даль.

Образец устного ответа учеников:

-Использование простых синтаксических   конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.

Записать на доске дату, вид работы, тему урока.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 5 (+щелчок)

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Похожие материалы

Информация о работе