Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
Организационный этап |
Слово учителя: приветственное слово: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Слово учителя: инструктирующее слово. Передайте, пожалуйста, тетради с домашним заданием с последних парт на первые. Слово учителя: вводное слово. Итак, на прошлом занятии вы познакомились с особыми формами глагола: с деепричастием и причастием. А сегодня нам предстоит уже более подробно начать изучать деепричастие. И на занятии мы поговорим с вами о его морфологических признаках. Слово учителя: ведущее слово учителя. Итак, начинаем работу. Откройте ваши тетради. Запишите дату, Вид работы: «Классная работа». Тему урока. |
Образец записи в тетради: Восемнадцатое февраля. Классная работа. Морфологические признаки деепричастия |
Записать на доске дату, вид работы, тему урока. |
Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала. Изучение нового материала. Закрепление нового материала. Подведение итогов. |
Беседа: репродуктивная беседа. -Чтобы говорить о морфологических признаках деепричастия, нам нужно вспомнить, признаки каких частей речи оно совмещает в себе. Итак, какие? -Деепричастия образуются с помощью суффиксов, как и причастие. А от чего зависит суффикс деепричастия? Приведите пример. Оценочное слово. Слово учителя: инструктирующее слово учителя. Дома вам необходимо было наизусть выучить суффиксы причастий и деепричастий. Для проверки мы проведем выборочный диктант. Запишите в тетрадях вид работы: «Выборочный диктант». Работать будем так: я буду диктовать суффиксы как деепричастий, так и причастий, а вы ,слушая меня внимательно, выписываете: 1-ый вариант – суффиксы, которые относятся к причастиям, а 2-ой вариант – суффиксы деепричастий. Обратите внимание на доску: 1-ый вариант – суффиксы причастия, 2-ой – деепричастия. К доске пойдут работать с этим же заданием Катя и Никита. Катя выполняет работу первого варианта, а Никита – второго. Работаем Будьте внимательны. Языковой материал: -в-, -ши-, -вш-, -ш-, -нн-, -вши-, -ащ-(-ящ-), -ущ- (-ющ-), -я-, -енн-, -т-, -им-, -а-, -ем- (-ом-). Слово учителя: инструктирующее слово. Спасибо, ребята. Садитесь. Проверим немного позже. А теперь к доске пойдут Витя и Оля. Вид работы остается прежним – выборочный диктант. Только варианты поменяются местами. Я буду читать словосочетания с деепричастиями и причастиями, и 1-ый вариант будет выписывать словосочетания с деепричастиями, а 2-ой – с причастиями. Кто не понял как работать? 1-ый вариант деепричастия, 2-ой – причастия. Не забываем выделять суффиксы. Языковой материал: Привлеченный светом, мокнувший под дождем, сделав домашнюю работу, увидевши собаку, седеющий старик, ничего не делая, глядя на них, разросшийся куст, увлекши за собой других. Слово учителя: инструктирующее слово. Проверяем работу одноклассников. Сначала 1-ый вариант с суффиксами причастий. А затем смотрим на словосочетания. Если у вас в тетрадях что-то будет не верно - исправляйте. Все ли верно записала Катя? А Никита? Оценочное слово учителя. Слово учителя: инструктирующее слово. А теперь поработаем со 2-ым вариантом таким же образом. Оценочное слово учителя. Слово учителя: сообщающее слово. Знать суффиксы вам необходимо для того, чтобы потом легче было разбирать слово по составу. Так что, если кто не доучил что-то, доучите обязательно. А теперь разберем некоторые орфограммы. Опрос: фронтальный опрос. -Объясните, почему в слове «привлеченный» мы написали букву Е? Данил, слушаем тебя. - А правильно ли написано слово «шалаш»? Послушаем Алену? -А деепричастие «увидевши»? Никита. Оценочное слово учителя. Слово учителя: сообщающее слово. Мы хорошо поработали с устным заданием, а письменное домашнее задание я проверю к следующему уроку. Теперь, ребята, мы переходим к изучению новой темы. Чтобы узнать, какие же признаки у деепричастия от глагола, а какие от наречия, мы поработаем с учебником. Давайте для начала выясним, почему же эта форма глагола называется деепричастием, и на какие вопросы отвечает. Слово учителя: педагогическое требование. Читаем про себя первые два пункта на 38-ой странице учебника и отвечаем на вопрос: почему же деепричастие так называется?. Беседа: репродуктивная беседа. -Так почему деепричастие называется деепричастием -А на какие вопросы отвечает деепричастие? Слово учителя: педагогическое требование. Приведите примеры деепричастий и задайте от них вопрос. Беседа: репродуктивная беседа. -От какого члена предложения мы всегда будем задавать вопрос к деепричастию? - А почему? -А какой у деепричастия есть опознавательный признак? Оценочное слово учителя. Слово учителя: инструктирующее слово. Чтобы правильно задавать вопрос к деепричастию мы выполним следующее задание. Обратите внимание на доску. Запишите эти предложения в тетради. Языковой материал. Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню. Отметив маршрут, туристы устроились на отдых. Слово учителя: инструктирующее слово учителя. К доске пойдет выделить грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое), найти деепричастие, к нему задать вопрос, и выделить суффикс, Полина Ребята, вы в тетрадях делаете то же самое. Беседа: проблемная беседа. А теперь, Полина, и вы, ребята, вместе с ней, ответьте, что влияет на вопрос, заданный к деепричастию и на его суффикс? Слово учителя: сообщающее слово. Верно! Именно вид – это один из признаков, который сохранило в себе деепричастие от глагола. Слово учителя: инструктирующее слово. Теперь запишите в свои тетради небольшой заголовок: «Признаки глагола», поставьте ниже цифру «1» и зарисуйте в тетради следующую схему: вид деепричастия: с.в. н.с.в Что сделав? Что делая? И придумайте свои деепричастия того и другого вида и запишите их для примера под соответствующими вопросами. Не забывайте везде выделять суффикс. Слово учителя: инструктирующее слово: Давайте проверим, что вы написали. Задаем вопрос к своему слову и называем его вид и суффикс. (опросить нескольких человек). Оценочное слово. Слово учителя: инструктирующее слово. Теперь обратим внимание на следующие два предложения. Языковой материал: Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. Ветер свистел, раздувая золу по всему полю. Слово учителя: педагогическое требование. Найдите в предложениях деепричастия. Беседа: проблемная беседа. -Есть ли между ними разница? -Так какой еще один признак сохранило от глагола деепричастие? Слово учителя: инструктирующее слово. Анализ языкового материала. Теперь в тетради ниже схемы напишите цифру «2», запишите «Возвратность» и приведите свои примеры невозвратных и возвратных деепричастий и выделите постфикс -ся-. Опрос: фронтальный опрос. Какие примеры записала Даша, Оля, Никита? Слово учителя: инструктирующее слово: Переходим к следующему признаку. Прочитайте в учебнике под третьим пунктом 3-ий подпункт – о переходности-непереходности деепричастий. Беседа: репродуктивная беседа. -Что такое переходность глагола? Приведи пример. Слово учителя: сообщающее слово А так как деепричастие сохранило в себе и этот признак, то деепричастия образованные от непереходных глаголов будут только непереходными, а образованные от переходных – переходными. И заметьте, что возвратные деепричастия не могут быть переходными. Слово учителя: инструктирующее слово. Запишите в тетради цифру «3». Напишите «Переходность» и приведите примеры переходных и непереходных деепричастий. К переходным приведите примеры с существительным в В.п., как показано в учебнике. Опросить нескольких человек. Слово учителя: инструктирующее слово. Мы переходим к последнему признаку деепричастия, которое оно сохранило от глагола. Читаем 4-ый подпункт. Беседа: репродуктивная беседа. Что это за 4-ая особенность? Слово учителя: сообщающее слово. Верно, это способность деепричастий образовывать модели: деепричастие + сущ. и дееприч+ наречие, где деепричастие будет главным словом, от которого мы будем задавать вопрос к сущ. и нареч – зависимым словам. Слово учителя: инструктирующее слово. Запишите эту особенность деепричастия под цифрой «4». Составьте свои примеры словосочетаний моделей деепр+сущ, деепр+нареч. И задайте вопросы от деепричастий к зависимым словам. По два примера на каждую модель. Опросить нескольких человек. Беседа: репродуктивная беседа. -Что у нас получилось по признакам глагола? Перечисли, Даша. Оценочное слово. Сообщающее слово Нам осталось разобрать признаки деепричастия от наречия. Здесь немного полегче. Записываем в тетради: Признаки наречия: Ставим цифру «1». Беседа: репродуктивная беседа. -С этим признаком вы уже знакомы с прошлого занятия. Это неизменяемость деепричастий. А что это значит? Цифра «2». С этой особенностью мы тоже знакомы еще из определения деепричастия. - В чем заключается зависимость от глагола? Сообщающее слово: Цифра «3» - это новая информация. В предложении деепричастие является обстоятельством. Запишите это без примера предложения. Мы об этом поговорим на другом занятии. Итак, мы разобрали с вами все признаки деепричастия, которые оно сохранило от наречия и глагола. На самом деле это все очень легко запомнить. Главное – помнить, что деепричастие сочетает в себе две части речи и сохраняет некоторые из их признаков. А теперь нам нужно научиться разбирать деепричастие по составу. Беседа: проблемная беседа? -Как вы думаете, какие трудности могут у вас возникать при морфемном разборе деепричастия? Ведь оно образовано от глагола. Сообщающее слово: Верно. Таким образом, нам сначала необходимо определить, от какого глагола образовано деепричастие, выделить в нем суффикс, а потом найти его в деепричастии. А затем уже выделить суффикс деепричастия. Слово учителя: педагогическое требование. -Катя, повтори алгоритм выделения суффиксов в деепричастии. Сообщающее слово: А теперь, чтобы потренироваться в разборе деепричастия по составу, выполним 573-ое упражнение. Саша, читай задание. Кто не понял, как выполнять? Все работают в тетрадях, а к доске пойдет Алина. Оценочное слово. Слово учителя: сообщающее слово. Ребят, мы с вами очень хорошо потрудились при определении морфологических признаков деепричастия. И теперь еще раз подведем итог. Какие признаки глаголы сохранились у деепричастия? А какие от наречия? И чтобы осталось уж совсем в памяти – как определяются суффиксы у деепричастия? Отдыхайте. Увидимся на следующем занятии. |
Образец устного ответа учеников: -Признаки глагола и наречия. -Суффикс в деепричастии зависит от вида глагола, от которого образовано деепричастие. Деепричастия, образованное от глагола совершенного вида – сделав, упав, сбежавши. Деепричастия, образованные от глагола несовершенного вида – падая, уплетая, скользя. Образец записи в тетрадях: 1-ый вариант: в, ши, вши, я, а. 2-ой вариант: вш, нн, ащ (ящ), ущ (ющ), енн, т, им, ем (ом). Образец записи в тетрадях: 1-ый вариант: сделав домашнюю работу, увидевши собаку, ничего не делая, глядя на них, увлекши за собой других. 2-ой вариант: привлеченный светом, мокнувший под дождем, седеющий старик, разросшийся куст. Образец устного ответа ученика. -Так как это безударная в корне, то можно подобрать проверяемое однокоренное слово – завлечь. - Правильно, так как это существительное 2 лица, ед. числа. - Верно. Потому что это глагол второго спряжения, которое входит в слова-исключения. Образец устного ответа учеников: -Эта форма глагола называется деепричастием, потому что обозначает добавочное действие по отношению к главному действию. Деепричастие образовано от «причастное к действию». -Что делая? Что сделав? Образец ответа учеников: -падая - что делая?, убежавши – что сделав?, проткнув – что сделав? -От сказуемого. Деепричастие – от «причастное к действию», тка как оно дополняет глагол-сказуемое. -Деепричастие можно заменить на глагол. Образец записи: Преследуя (дееприч.) неприятеля, партизаны вошли в деревню. (Вошли (что делая?) преследуя). Отметив (дееприч) маршрут, туристы устроились на отдых. (Устроились (что сделав?) отметив) Образец ответа: -На вопрос и суффикс влияет вид глагола, от которого образовано деепричастие. Образец записи учеников: 1. Вид. с.в. сделав, смыв, убрав, крикнувши и т.д.; н.с.в. убегая, прилетая, забывая и т.д. Образец устного ответа: У одного из них есть постфикс (или возвратный суффикс –ся-) -Возвратность. Образец записи: 2. Возвратность. Невозвратные: улетая, выстрелив, покинув, простонав. Возвратные: умывшись, коснувшись, переодевшись, забывшись Образец устного ответа: Переходность – это св-во глагола присоединять к себе сущ. в В.п без прелога. Убрать мусор, принести ведро, вымыть окно и т.д. Нет таких примеров. Образец записи в тетради: 3. Переходность. Переходные: Читать книгу – читая книгу, писать дневник, написав дневник. Непереходные: одеваться – одевшись, питаться – питавшись. Образец устного ответа: Это способность иметь зависимое имя существительное и наречие. Образец записи: Деепр.+нар.: сделав задание (как?) быстро, вымыв окна (как?) начисто. Деепр+ сущ.: почистив (что?) зубы, присев (на что?) на стул. -Деепричастия никак не изменяются, у деепричастий нет окончания. -Деепричастие – «причастное к действию», оно зависит от глагола-сказуемого, как и наречиею Именно от глагола мы задаем вопрос к деепричастию Образец устного ответа: -Так как деепричастие образовано от глагола, то сначала нам необходимо разобрать все его части слова, а потом выделять суффикс, который помог в образовании деепричастия. Образец устного ответа: -Смотрим, от какого глагола образовано деепричастие. Находим суффикс в его составе. Затем переносим этот суффикс на деепричастие. А уже потом выделяем суффикс самого деепричастия. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.