Анализ учебника
Анализ учебника-хрестоматии для общеобразовательного учреждения для учащихся 6 класса, состоящего из двух частей, 2008 года издания.
Учебник составили М.А. Снежневская, О.М. Хренова под редакцией Г.И Беленького.
Учебник состоит из следующих разделов: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…», «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека» и «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом». Материал расположен по тематическому принципу.
Каждый раздел имеет творческие проекты, которые подготавливаются после его изучения (например, сделать компьютерную презентацию на ту или иную тему или быть подготовленным к проведению школьно литературного вечера и т.д.)
В конце каждой части учебника присутствует перечень теоретико-литературных понятий, которые изучаются в данном классе. А во второй части представлены книги, которые необходимо прочитать летом.
Для более подробного анализа я выбрала раздел под названием «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом».
Раздел начинается с афоризмов, высказываний значительных людей, таких как Толстого Л.Н и Джордана: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.», «В человеке есть свой суд – совесть. Дорожить надо только ее оценкой.», «Человеку, который знает, куда идет, мир дает дорогу». Данные высказывания раскрывают общую мысль всего раздела.
При изучении раздела дети знакомятся с авторами, входящими в этот раздел, их произведениями, важными для раскрытия основной темы о нравственной ответственности человека перед собой и обществом. Знакомство с тем или автором проходит через изучение основных фактов биографии, которые представлена перед произведением, а также зрительно представить образ писателя помогают иллюстрации (портрет или фотография). Иногда после биографии следуют воспоминания, записи, интервью самого писателя, что делает его более реальным для учеников.
После знакомства с биографией автора идет произведение для изучения. Некоторые из представленных произведений даны в полном варианте, а некоторые – в сокращенном. Ко многим из них приведены иллюстрации. На мой взгляд, они играют важную роль. Иллюстрации помогают заинтересовать, помогают увидеть тот или иной сюжет изучаемого произведения, представленный на рисунке, а также знакомят учеников с творчеством художников, которые рисовали картины, которые используются в виде иллюстраций к учебнику.
По прочтению произведения учащимся предлагаются вопросы, которые идут под рубрикой «Поразмышляй над прочитанным». Название рубрики говорит само за себя: данный элемент учебника помогает ребятам восстановить в памяти факты из произведения и активизирует мышление. Некоторые из вопросов помечены условными обозначениями, расшифровка которых представлена в начале учебника (задание повышенной сложности, выразительное чтение, задание выполняется по выбору и др.).
Иногда после вопросов идет статья, которая помогает посмотреть на изучаемое произведение с точки зрения литературоведческих исследователей, а порою – и самого автора. К статье также предоставлены вопросы для размышления над прочитанным и его анализа.
После некоторых произведений идет задание «Пишем сочинение» или «Попробуй сочинить рассказ», которая направлена на выявление понимания текста и его основной мысли, а также на развитие творческого мышления.
Завершает изучение того или иного автора и его произведения рубрика «Приглашаем в библиотеку», где указаны другие произведения пройденного писателя. Эта рубрика хорошо мотивирует детей к прочтению тех или иных произведений, так как там описаны интересные факты из сюжета, предлагаемой к прочтению книги, которые могут заинтересовать многих учеников.
По-моему мнению, учебник очень хорош для работы в шестом классе. В нем представлены интересные и важные для ребенка 12-13-ти лет разделы. Материал не сложен для восприятия, а также дети развивают мышление и самостоятельность с помощью заданий и проектов, приведенных в этом учебнике.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.