1.Производственный эффект от введения тарифа на экономику страны, вводящей тариф. Производственный эффект состоит в росте производства экспортируемого товара, в нашем примере это . А в целом эффект заключается в переходе из точки Е в точку Н (падение производства).
2.Потребительский эффект. Перемещение точки потребления източку . Снижение потребления импортабельного товара А на величину. И увеличение внутреннего потребления экспортабельного товара В на величину .
3.Торговый эффект. Воздействие на объем импорта и на объем экспорта. Импорт понижается (был , а стал) за счет потребления и за счет производства. Но падение экспорта не равно сумме потребительского и производственного эффекта.
4.Фискальный эффект можно измерить, сравнив величину национального продукта по затратам факторов с тем, что тратят потребители.
стоимость национального продукта, который мы производили
(то, что получают производители).
(все возможные сочетания А и В), где А и В - объемы производства в точке Н. Производство товаров А и В при заданных ценах, т.е. остается неизменным.
- это уравнение изодоходной линии, где
- новые внутренние цены, а не переменная величина.
- физический объем национального продукта, измеренный в единицах
товара А. Это то, что получают производители, измеренное в терминах товара А.
- совокупные потребительские затраты в терминах товара А
(- точка пересечения с осью А).
- разница между тем, что получают производители и платят потребители. Это и есть фискальный эффект (сумма импортных пошлин, уплаченной в государственный бюджет).
1.Воздействие на распределение дохода между владельцами факторов производства.
Этот эффект описывается теорией Стоупера-Самуэльсона.
Теория Стоупера-Самуэльсона: Введение тарифа благоприятствует (в смысле роста реальной цены единицы фактора) фактору, интенсивнее используемому в производстве импортируемого товара. Т.е. тот фактор, по которому импортабельный товар является более интенсивным.
Путь для доказательства (в рамках теории Х-О):
Посмотреть, как влияет введение тарифа на относительную товарную цену (на ).
Как изменяются относительные факторные цены ().
На основе изменения посмотреть как меняется .
Перейти к или в зависимости от того, какой фактор доминирует в производстве какого-либо товара. На основе этого …
Теория Стоупера-Самуэльсона в более общем смысле: введение импортного тарифа благоприятствует тому фактору, который интенсивно используется в производстве того товара, относительная цена которого растет. В нормальном случае, - это импортабельный товар, но существуют случаи, когда это неимпортабельный товар.
6.Общественные издержки. Для случая маленькой страны имеем снижение ранга кривой безразличия, следовательно, снижение общественного благосостояния.
ТАРИФЫ И КРИВЫЕ ВЗАИМНОГО СПРОСА МАРШАЛЛА.
(кривые offer).
Снимаем гипотезу о наличии совершенной конкуренции. Т.е. рассматриваем случай “большой страны” (оказывает влияние на мировые цены).
Покажем, для начала, как на кривые offer сказывается введение тарифа.
Е - равновесная ситуация на мировом рынке;
- объем торговли товара А на миром рынке;
- объем торговли товара В на миром рынке;
Угол наклона ОЕ - условия торговли,
Страна 2 экспортирует товар А, импортирует товар В.
Пусть страна 2 вводит тариф на импорт товаров В, то кривая offer перейдет из в . После введения тарифа в обмен на то же количество импортного товара импортеры уже готовы уплатить экспортерам товара А. Т.е. меньше на величину импортной пошлины по товару В (SE).
- ставка импортной пошлины, например, 25%.
То для импорта B в размере .
Сумма импортных пошлин в терминах товара А будет SE.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.