Теорема о выравнивании факторных цен. Тарифы и протекционизм. Тарифы и кривые взаимного спроса Маршалла. Монополия на мировом рынке, страница 12

11.Налоговые компенсации при пересечении границы. Выравнивающий налог на импортируемые товары аналогичен косвенным налогам, которыми облагаются отечественные товары. В случае экспортера - возврат косвенных налогов, то это скрытая импортная политика.

12.Эмбарго - государство какой-либо страны устанавливает, что определенные товары не могут ввозиться в друге страны. Это вводится обычно по политическим причинам, чтобы закрыть доступ к стратегическим ресурсам потенциальному конкуренту. Это очень крайнее ограничение экспорта (Нефтяное эмбарго, введенное странами АПЭК; КОКОМ (COCOM) комитет по координации экспортного стратегического товара между востоком и западом - это организация промышленно-развитых стран, в функциях которого было следить о выполнении запрета на вывоз товаров из развитых в социалистические страны. Этот перечень товаров был слишком длинным (военные товары, товары двойственного значения: станки, оборудование и т.д.). Эта организация просуществовала до 1983 года и надобность в ней отпала, а то что от нее осталось, должны следить за торговлей оружием страны, которые ведет военные действия).

13.Государственная монополия внешней торговли - ограничение торговли, без всякого производства для рыночных механизмов. Государство имеет монопольную власть в осуществлении внешней торговли. Если помимо государственной монополии, страна является с централизованным управлением, тогда полностью определяется государством (когда государство определяет: какие товары экспортируются и какие импортируются, в каких объемах, по каким  ценам).

ДИСКУССИЯ: ”СВОБОДНАЯ  ТОРГОВЛЯ ИЛИ ПРОТЕКЦИОНИЗМ”

(free trade versus protection)

Основные аргументы в пользу протекционизма:

1.  Для больших стран аргумент

“+” - это оптимальный тариф. Протекционизм лучше состояния свободной торговли, т.к. существует гарантия, которая позволяет улучшить благосостояние.

“-“ возможность тарифной войны, и как следствие, прекращение торговли.

2.  Молодая отрасль, она не может конкурировать со старыми и поэтому ее нужно защищать тарифами и дать ей вырасти, что бы она стала конкурентоспособной, после чего защита должны быть снята.

Условия целесообразности и защиты молодой отрасли:

a)  у отрасли должен быть заложен потенциал конкурентоспособности.

b)  выигрыш общества в последующем, когда отрасль “встанет на ноги” должен быть больше, чем потери при протекционизме.

Далее, если выполняются a) и b), можно показать, что того же протекционного эффекта можно достичь не только с помощью тарифа, но и с помощью государственных субсидий, при этом потери общества в виде понижения благосостояния будут меньше при использовании субсидий.

3.  Искажение на внутреннем рынке товаров и факторов производства. В случае, если есть искажение по причине монопольной власти или другого, то применение торговых ограничений )тарифов, субсидий) может компенсировать искажения, которые вносятся в рынок монополиями.

4.  Неэкономические мотивы протекционизма:

¨  мотив интересов национальной обороны;

¨  национальная гордость (или престиж);

¨  внешняя политика.

ПРЕИМУЩЕСТВА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

(ПРИНЦИП ВТОРОГО НАИЛУЧШЕГО)

Преимущества свободной торговли обосновываются на предположении о наличии свободной конкуренции и на внутреннем, и на внешнем рынках. А если не выполняются условия свободной конкуренции, следовательно, нет оптимума Парето.

Ищем второе наилучшее.

Принцип: Если одно или несколько условий достижения оптимума Парето не выполняется, то не обязательно, что второе наилучшее решение достигается при выполнении всех остальных условий оптимальности по Парето.

Если у нас не выполняется, то не утверждается, что будет наилучшее при выполнении второго условия. Но нельзя установить будет ли лучше в этой ситуации политика протекционизма. Или может быть не будет выгодно использовать внетарифнные ограничения, т.е. не будут иметь такие преимущества. Тем самым мы пришли к выводу, что нет единого рецепта для всех стран, нужно искать индивидуальное решение, но необходимо знать общие методы для принятия конкретных, действительно правильных решений.

Есть еще такие вопросы: “Введение ограничений на экспорт или импорт ресурсов”, “Таможенные союзы и интеграция”.