Теорема о выравнивании факторных цен. Тарифы и протекционизм. Тарифы и кривые взаимного спроса Маршалла. Монополия на мировом рынке, страница 5

Избыточный спрос снижается до , следовательно импорт падает до . Можно установить ставку такую, что импорт Б.О.  - такой уровень пошлин. Называется запретительными пошлинами (). На этом графике можно показать все виды воздействия тарифа на рынок импортабельного товара.

Эффекты:

1.   Производительный (воздействие на производство), еще называется протекционистским эффектом. Он состоит в повышении внутреннего производства с  до .

2.   Потребительский. Снижение потребления с  до .

3.   Воздействие на объем торговли (в нашем случае импортный эффект) импорт снижается на величину, равную сумме первых двух эффектов, т.е. в нашем случае снижение размера импорта с  до .

4.   Фискальный эффект. , т.е. на графике площадь .

5.   Перераспределительный эффект. Т.к. цена растет, значит существует перераспределение от потребителей к производителям и государству.

Введение тарифа имеет тот же эффект, что и субсидии этим же производителям. Но в этом случае “субсидии” выплачивает потребитель, который платит  за каждую единицу товара, так что общая сумма “субсидий” при объеме  равна  (). Если государство хотело бы добиться того же протекционистского результата -  при прежней цене , то оно должно было бы субсидировать производство в размере  на каждую единицу производимого товара. Такой тариф называется тариф на субсидирование - эквивалент. Кроме того, именно потребители выплачивают бюджетный доход  от введения тарифа. Сумма  и - весь перераспределительный эффект, т.е. то. Что потребитель платит производителю и в бюджет. Эти выплаты в сумме составляют ту же величину, которую потребители выплачивали бы  в качестве потребительского налога со ставкой . Т.е. получили бы ту же ситуацию, если собрать потребительский налог со ставкой  и государство роздало бы на  (для субсидирования производителей) и остальную часть собранного налога использовало бы в других целях. Это перераспределительный эффект.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ТАРИФА

(social costs).

Встает вопрос о том, какой же чистый эффект для общества в целом от введения тарифа.

По классической теории в условиях протекционизкой политики

общество несет чистые издержки не равные нулю в результате введения тарифа (издержки протекционизма)

Используя концепцию потребительского излишка, на нашем рис. это выделенный треугольник. Но при этом необходима неизменная предельная полезность денег. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК.

До введения тарифа потребительский излишек равен , после введения тарифа потребительский излишек уменьшится на величину - это и есть потери (издержки) общества от введения тарифа, т.е. потери общества сводятся к падению потребления потребителя.

ВЫГОДА.

Бюджетный доход . Производители получат прибыль в виде прироста излишка производителя (фактически это прибыль фирм) .

Вспомним, что кривая предложения - это кривая предельных издержек, тогда для сравнения выигрыша и потерь снова используем условие, что предельная полезность денег для потребителя и производителя.

Выигрыш полностью не компенсирует проигрыш. И разница составляет  Чистые издержки общества от введения тарифа.

- производственные издержки протекционизма, т.е. издержки, которые несет общество в форме увеличения своих затрат в связи с неоптимальным размещением ресурсов.

Если бы этот же прирост количества товара мы получили за счет увеличения неравенства импорта, то мы затратили бы  Вместо этого мы сами производим и затрачиваем  т.е. увеличиваем расходы на

- потребительские издержки протекционизма. Увеличение внутренней цены товара ведет к изменению структуры потребителя. D вносит искажение в структуру потребителя, S- это потери потребительского излишка тех, кто перестает потреблять товар вообще.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ИЗДЕРЖЕК ПРОТЕКЦИОНИЗМА

На графике кривой избыточного спроса для равенства денег в условии замкнутости не существует ED = 0, ED - избыточный спрос.

Переносим с первого графика те же величины .