Если же k(0) < h*, то поведение решений качественно различается для Т< Т* (k(0)) и Т*(k(0)) < Т< + .
Когда плановый период короток, а именно Т <Т* (k(0)), тогда неэффективно затрачивать капиталовложения и a*(t) = 0. Решение получается аналогичным рассмотренному выше случаю.
Но если Т> Т*(k(0)), то капиталовложения в начале периода целесообразны, оптимальная норма капиталовложений равна единице. Однако недостаточная длительность планового периода не позволяет довести фондовооруженность до магистрального уровня. По достижении некоторого Т < (k(0)) норма капиталовложений становится равной нулю и все ресурсы конечного продукта переключаются на потребление. Итак, в этом случае
(см. рис. 10.8).
2. (k(0)).
Оптимальная траектория состоит из трех участков: стартового, магистрального, финишного (см. рис. 10.9).
a |
б |
Рис. 10.9. Динамика оптимальной нормы капиталовложений и оптимальной фондовооруженности при :
а) начальная фондовооруженность ниже магистральной; б)начальная фондовооруженность выше магистральной
Использование "автодорожной" терминологии имеет веские основания. Начальный участок — это продвижение к магистрали, на которой можно развить максимальную постоянную скорость. Попав на магистраль, целесообразно проехать по ней возможно большую часть пути (длительности планового периода). Завершающая часть пути — съезд с магистрали для достижения конечной цели движения (максимизация интегрального экономического эффекта).
При tÎ [0, , (k(0))] динамика полностью аналогична рассмотренному выше первому участку развития при Т = ¥. Здесь происходит перестройка структуры распределения конечного продукта с целью приближения фондовооруженности труда к магистральной; при этом характер изменений определяется соотношением исходной и магистральной фондовооруженности. Норма капиталовложений равна либо 0, либо 1.
При tÎ [0, , (k(0)), ] осуществляется магистральное развитие экономики при норме капиталовложений (10.59) и темпе прироста (10.60).
Наконец, на участке tÎ [, T] осуществляется структурная перестройка с целью максимизации потребления. Капиталовложения отсутствуют. На этом участке темп изменения конечного продукта (и потребления) равен r = r(g + l)+l - g. При используемых исходных данных r = — 0,0085.
Проблема "хвоста" планового периода сохраняется в том смысле, что уменьшение фондовооруженности труда и объема основных производственных фондов не учитывает интересы послепланового развития. Чтобы ослабить этот недостаток, целесообразно вводить в модель некоторые ограничения на конечные состояния, например , т.п.
Важно отметить, что при продолжительность стартового и финишного участков не зависит от Т. С увеличением Т все большая часть траектории проходит по магистрали. Поэтому анализируемая модель особенно привлекательна для долгосрочного прогнозирования и планирования. Главной особенностью оптимальной траектории является магистральный участок развития, на котором поддерживаются постоянными максимально возможный темп и основные макроэкономические пропорции. Исключаются релейные переключения потребления и накопления, а также чрезмерная зависимость поведения решения от Т. При достаточной длительности планового периода "переходные" этапы с резкими структурными сдвигами занимают относительно небольшую часть траектории. Кроме того, для финишного участка легко применяются сглаживающие регуляторы.
[1] Этот вывод имеет экономический смысл только при 0 <)3 < 1.
[2] Исходная формулировка (10.58) приводится к задаче оптимального управления и решается с использованием принципа Понтрягина (см. ДМНХ с 95-100).
Аналогичная задача при l = 0 известна как модель К.Шелла (см. [7, С 449 -551]). Математический анализ моделей данного типа выполнен K.Эppoу (см. Эppoy К. Математическая экономика. М.: Мир, 1974. С. 7 - 45).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.