Слово "идея" многозначно. Под идеей можно понимать
либо нечто порождающее материальные вещи; либо прообраз, по которому они
создаются богом или человеком; врожденное знание; либо просто понятие,
отражающее общие признаки материальных вещей. В зависимости от того, какой
способ интерпретации «идеи» будет избран, оформится определенная философская
позиция — материализм или идеализм, скептицизм или познавательный оптимизм,
диалектический подход или метафизический.
1.4. Роль философии в жизни человека и общества
Казалось бы, философствует отдельный ум. Но ведь человек не существует вне общества. Общество первично в отношении индивида, ибо он не волен выбирать объективные предпосылки своего бытия, уровень развития производства, язык, наличие или отсутствие философской традиции, к которой можно было бы приобщиться. Поэтому, рассматривая любое социальное явление, в том числе философию, следует идти не от индивида, а от общества как целого. Возникновение и развитие философской мысли может получить удовлетворительное объяснение лишь с точки зрения функций, выполняемых ею в обществе.
К числу важнейших функций философии в обществе обычно относятся следующие:
а) критическое осмысление всех форм опыта;
б) выявление наиболее общих идей, принципов, лежащих в основании культуры, науки, морали;
в) интеграция всех форм опыта (науки, искусства, морали...), интеграция наук, выработка единой картины мира:
г) формирование принципиально новых идей (научных концепций, политических идеалов) и образов будущего; постановка проблем всеобщего характера, например, касающихся путей развития человечества.
Функции философии классифицировать различным образом. Часто их подразделяют на мировоззренческие (философия образует ядро мировоззрения) и методологические (философия вырабатывает наиболее общие методы познания и практической деятельности, служит средством интерпретации научных, теологических, моральных, политических теорий). Иногда все функции философии подразделяют на гносеологические (собственно познавательные) и социальные (направленные на практическое преобразование человека и общества).
Иногда упоминаются и другие, несколько более специфические функции: образовательно-воспитательная, коммуникативная (философия как средство общения), экспрессивная (средство самовыражения), эстетическая (средство удовлетворения эстетических потребностей человека), психотерапевтическая, заключающаяся в снятии социально-психологического напряжения, в терапии неврозов и т.п. Вместе с тем философия нередко выполняет функции, по сути ей не свойственные. Например, выступая не столько с критикой, сколько с апологией (предвзятой защитой) господствующей идеологии, политического строя, образа жизни и превращаясь в полицейский инструмент и средство оживления умирающих мифов. Разумеется, нельзя сводить вопрос о роли философии к перечислению функций. Анализ этой роли должен носить комплексный характер.
Роль философии резко возрастает в переломные эпохи, когда рушатся прежние системы ценностей и возникает потребность в выработке новых, когда общество ищет пути выхода из кризиса. В кризисные периоды даже обычные нравственные коллизии вырастают до размеров глобальных проблем. Полноценное восприятие произведений искусства требует, наряду с собственно эстетическим переживанием, еще и акта философской интерпретации. Ни наука, ни религия, ни право не могут обойтись без философского обоснования своих притязаний на важную роль в жизни общества (почему? приведите примеры). Именно в такое время возрастает интерес к философии со стороны различных групп населения. Сегодня всё настойчивее говорят об исключительной роли философии в строительстве толерантного общества, то есть общества, в котором люди относятся друг к другу терпимо, несмотря на различие идеологических, религиозных, политических, нравственных убеждений.
Каким же образом потребности общества в философии стыкуются с потребностями личности, с поисками смысла жизни?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.